O ВЛИЯНИИ ЦВЕТА

НА  ИЕРАРХИЧЕСКИ УПОРЯДОЧЕННУЮ

              СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ

        Тищенко Н.Ф., доцент НЭТИ

                        (1986)

1

          Приведем некоторые данные из области знаний о психологии цвета. Известно, что цвета способны очень сильно изменять эмоциональ­ное состояние человека.

Так, если человек   несколько минут рассматривает оранжево-красный цвет, то  приходит в состояние возбуждения: у него учащается пульс, увеличивается кровяное давление и частота дыхания.

Темно-синий цвет воздействует  противоположно: успо­каивает человека, делает более редким пульс, уменьшает кровяное давление и частоту дыхания.

Желтый цвет дает освобождающее решение от возбуждающих напряжений. Это цвет надежды, стремление к радости и счастью, устремленности в будущее.

Сине-зеленый цвет с темным оттенком настраивает человека на во­левое решение проблем, ведет к эгоцентрической изолированности и упорной гордости.

Мы не будем выделять психологическое значение каждого из цветов, ибо это раскрыто в психологических трудах [1-4], но сосредоточим своё внимание на психологическом значении чёрного цвета.

Если человек несколько минут смотрит на черный цвет,  то в нем возникают эмоции страха или гнева [1 ,с 11].

             По Люшеру черный цвет выражает идею "ничто" как абсолютного отречения, как смерти или как "нет" в воинствующем протесте [3].

 

             Известен восьмицветный тест Люшера [3], выполняя который  человек должен разложить все цвета в порядке наиболее благоприятного воздействия на свою психику. Оказывается, что если человек находится в очень хорошем психическом состоянии, то он ставит черный цвет на восьмое место. При неблагоприятном эмоциональном состоянии  он ставит черный цвет на одно из первых мест. А если, к примеру, человек на первое место ставит серый цвет, а на второе – черный, то психологически это означает, что собственная судьба отрицается этим человеком с таким отвращением, что ему даже не хочется раскрывать свои истинные чувства и мысли.

            2

Следует отметить,  что советская  психологическая  литература небогата информацией о психологическом влиянии цвета. Значительно больше сведений о психологии цвета можно почерпнуть из источников,  предназначенных, в основном для строителей и архитекторов [5-10] и др. Приведем  некоторые сведения о цвете,  почерпнутые из этого рода источников.

 

Очень энциклопедично пишет о цвете Морис Дерибере:

           "Сравнительные данные кровяного давления позволили сформулировать основной закон: "Можно считать - говорит Шеферри то цвета по степени возбуждающего влияния на людей располагаются в основном в том же по рядке, в каком они расположены в спектре - интенсивность зрительной чувствительности меняется в зависимости от частоты волны".. Это объясняет переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном. Зеленый, находящийся в середине спектра, цвет - цвет физического равновесия". Это цвет растительного мира, в котором родилось человечество и в котором оно желает жить"[5,с.67].

Терапевтическое действие цветов было предметом многих работ. Од­нако к некоторым из них следует относиться с известной осторожностью.

 

Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и неко­торых кожных заболеваний. Вероятно, красные лучи, соседствующие в спектре с инфкрасными, имеют какое-то местное действие и прежде всего воздействуют на питание тканей, активизируя обмен питательными веществами и кровообращение".[5,с.73]

 

М.Дерибере весьма подробно рассказывает о том, как лечат различные болезни лучами определенных цветов.

Очень много места уделяют психологии цвета Г.Фрилинг и К.Ауэр [6]. Приведем их классификацию цветов по психологическому воздейс­твию на человека:

 1.Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: красный – волевой, жизнеутверждающий; кармин – повелевающий, требующий; киноварь - подавляющий; оранжевый –теплый, уютный; желтый – контактирующий, лучезарный.     

      2.Дезынтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: Фиолетовый – углубленный, тяжелый; синий - подчеркивает дистанцию; светло-синий - подчеркивает движение, изменчивость.

      3.Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; лиловый – замкнутый, изолированный; пастельно-зеленый – ласковый, мягкий; серовато-го­лубоватый - сдержанный.

      4.Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов: чисто-зеленый – требовательный, освежающий; оливковый – успокаивающий, смягчающий; желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий; пурпурный – изысканный, претенциозный.

5.Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный). К ним относят две группы смешанных цветов.

6.Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: охра - смягчает рост раздражения; коричневый, землистый - стабилизирующий; темно-коричневый - смягчающий воз­будимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные - зелено-синие". [6,с.46-47]

 

 

 

 

    Приведенные данные показывают, что в литературе, связывающей се­бя с применением цвета на практике, приводятся и действительно весь­ма богатые данные о психологии, цвета. Напомним, однако, что мы сосредотачиваем своё внимание на психологии чёрного цвета, посмотрим поэ­тому, что пишут в рассматриваемой  литературе по этому поводу.

 

 

    Яркие примеры, связанные с черным цветом, приводит М.Дерибере:

 

      "Приведем в качестве примера известный лондонcкий мост Блэкфрай, который был окрашен в черный цвет и славился как место самоубийств. После того, как его перекрасили в зеленый цвет, количество самоубийств на нем сократилось на одну треть" [5,с.67].

"На одном из заводов неудачное использование преимущественно красного цвета с черными полосами для стен и станков вызвало головные боли и депрессию среди рабочих. Изменение цветов дало хорошие результаты".[5, c.81]

 

"После того как один шотландский завод по производству сухих батарей был перекрашен, производительность его увеличилась на 20%. Окраска цвета сажи угнетала. В окраске завода были использованы следующие цвета: пастельно-зеленый цвет для нижней части стен, желтый - для верхней и очень светло-желтый - для потолков и балок. Такой ансамбль цветов создавал впечатление простора и света. Для борьбы  с клаустрофобией каждый станок был окрашен в особый цвет и к тому же их расположили таким образом, чтобы любая работница могла видеть цех. Удивительная вещь - цвета гармонировали. Количество случаев головной боли уменьшилось, производительность увеличилась, мелкие ссоры между работницами стали редкими, и рабочие стали сами поддерживать порядок в цехах".[5,с.81-82]

Богатые исторические сведения о том, как люди на протяжении веков относились к черному цвету, собрала Л.Н.Миронова:

"Черный цвет в представлении первобытных людей воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть и, стало быть, зло".[7,с.19]

"Целостное восприятие мира наивными людьми не позволяет уж слиш­ком настойчиво выделять какой-либо элемент и сосредоточивать на нем внимание. Модель его мира недискурсивна и недуальна, диалектически противоречивые элементы еще слишком тесно связаны. Кстати, еще одним подтверждением этой мысли является амбивалентность черного цвета. Для тех же нуембу черный иногда выступает в позитивной роли; а именно как знак любви и счастливого брака. В.Тернер объясняет этот символ ассоциацией с ночью и темнотой - наиболее благоприятным временем для брачных дел. Здесь можно было бы предложить и другую гипотезу: в ми­фологии и обрядах древних народов отчетливо выражена параллельность между браком и смертью. Схождение с женщиной приравнивается погруже­нию в преисподнюю, т.емертью,  после которой, однако, следует новое рождение. Поэтому нетрудно понять связь между брачными обрядами  и черным цветом".[7,с.27]

"Еще в одном случае черный цвет выступает в позитивной роли: именно в магических обрядах "управления дождем". Обряд "режиссируется" по всем правилам мифотворчества. Вначале на небе скапливаются "тучи": черного барана и теленка ("тучи") ставят на крышу общественной хи­жины (т.е. на "небо"), затем из этих туч идет дождь: жертвам вспары­вают животы и разбрасывают внутренности по всем направлениям гори­зонта. Так вызывают дождь в племени вомбагов (Восточная Африка). Можно также принести в жертву черную козу на вершине высокой горы, как это делает племя чаро в Ассаме".[7,с.27]

 

"Б Древней Индии считали, что пища, будучи съеденной, разделяется на три субстанции: красная - это тепло, физическая энергия, белая поднимается наверх и пополняет духовную энергию, черная  - это шлаки, подлежащие удалению из организма".[7,с.38-39]

 

"Следует подчеркнуть, что зороастрийский культ света выделяется среди других. Он отличается тем, что рядом с благодатным Ахурамаздрой постоянно находится его антипод - злобный и черный Ахриман, Ахурамаздра создал все самое лучшее, а мерзкий Ангро-Майнья (Ахриман) "состряпал" в противовес этому смерть и всевозможное зло: зиму и холод, неурочную жару, "шатание умов", злых правителей, всевозможные грехи".[7,с.43]

В Египте считали, что черный цвет - это цвет дьявола и его пособников - дайвов. Он символизировал тьму, зло и грех.[7,с.44]

Л.Н.Миронова не пишет об отношении христиан к черному цвету, но всем людям, жизнь которых вплетена в христианскую культуру, это и без того хорошо известно: у христиан как и у египтян доброе и светлое бо­жество противопоставляется злой силе – ДЬЯВОЛУ, черту, а само слово "черт" по своей этимологии происходит от слова "черный".

 Итак, во все времена отношение к чёрному цвету было весьма неблагоприятным. Даже те примеры, которые Л.Н.Миронова приводит как положительное отношение к черному цвету, имеют сомнительную положительность, кaк сама же она и раскрывает.

     3

Теперь перенесемся в залы Музея изобразительных искусств имени А.С.ПУШКИНА. Там можно найти немало черных скульптур. Это "Диадох" (правитель Сирии 2 века до новой эры), это "Отдыхающий Гермес", это "Дорифор" (4 век новой эры), это скульптура Огюста Родена "Шагающий человек", это скульптура Франческо Мессины "Венера" и т.д.

И все перечисленные скульптуры кажутся прекрасными, несмотря на свой черный цвет. Нет ли здесь противоречия со всем написанным о черном цвете в предыдущих пунктах? Давайте разберемся.

Каковы составляющие прекрасного в скульптуре? Это - форма и цвет.

Они взаимодействует между собою: очень изящная форма может оказать­ся сильнее черного цвета - и тогда скульптура прекрасна. Если же форма несовершенна и груба, то черный цвет окажется сильнее, и скульптура будет оказывать отрицательное эмоциональное воздействие: такое, какое оказывает черный цвет в силу своей природы.

Итак, перечисленные выше чёрные скульптуры прекрасны в силу большого изящества своей формы, побеждающей и подчиняющей чёрный цвет.

     4

     Еще в Древней Греции была открыта высшая форма выразительности про­изведения искусства - когда оно представляет собою символ. Символам в искусстве посвящено немало исследований [10-15].

     Лучше, чем определяет символ С.С.Аверинцев, вряд ли можно придумать:

 

"Символ художественный <греч. симболон - знак, опознавательная примета) -  универсальная категория эстетики, лучше всего под­дающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями обра­за, с одной стороны, и знака - с другой. Беря слова расширительно, можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неис­черпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ, но если категория образа предполагает предметное тождество самому себе,  то категория символа делает акцент на другой стороне той же сути  - на выхождении образа за собственные пределы, на присутствии некоторого смысла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного".[12,с.826]

 

"Переходя в символ, образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысло­вая  перспектива, требующая нелегкого "вхождения в себя" [12,с.826]

По-другому о символе говорит А.Ф.Лосев:

  "Символ есть принцип бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления".[14,с.35]

Итак, символ выходит за пределы образа-носителя, т.е. если счи­тать образ-носитель первым уровнем иерархии, то выходящая за пределы образа часть символа образует второй уровень иерархии, а сам символ, таким образом, - это двухуровневое иерархическое образование.

Теперь давайте более детально обсудим, почему при рассмотрении скульптуры прекрасная форма побеждает ужасный цвет.

Как правильно отмечает Р.Арнхейм [9,с.315],форма и цвет скульптуры воздействуют на принципиально разные подсистемы психики. Форма воздействует на интеллект, цвет же - на эмоциональную сферу. Созерцание прекрасной формы порождает положительные эмоции, побеж­дающие отрицательные эмоции, получаемыё от цвета.

Пусть человек рассматривает теперь одну из перечисляемых скульп­тур:

1.Черную скульптуру с плохой формой, не являющуюся символом. 2.Черную скульптуру с прекрасной формой, не являющуюся символом. 3.Черную скульптуру с прекрасной формой, являющуюся символом. 4.Черную скульптуру с плохой формой, являющуюся символом.

    Ясно, что в первом случае человек будет получать только отрица­тельные эмоции. Во втором случае форма может победить цвет, и эмоции также будут положительными. В третьем случае положительные эмоции могут быть сильнее, чем во втором, за счет переживания второго уров­ня скульптурной иерархии. Четвертый уровень для истолкования наи­более труден: в нем первый уровень скульптурной иерархии задает отрицательность эмоционального фона, верхний же может быть эмоцио­нально положительным. Победит ли в таком случае верхний уровень нижний? Вероятность победы не исключена, но незначительна, ибо верхний уровень более призрачен и в общем случае способен оказывать воздействия меньше нижнего. Кроме того, воздействие верхнего уровня скульптурной иерархии больше, чем нижнего, зависит от интеллекта человека, на которого воздействуют, и его образованности. Люди с низким интеллектом менее чувствительны к символам.

 

     5

Мы подошли к кульминационному пункту данной статьи. В нашей стра­не огромное количество памятников В.И.Ленину, имеющих черный цвет, либо цвет очень близкий к черному. Устанавливать черные памятники величайшему вождю превратилось в какую-то болезнь нашего общества. Множество черных памятников можно найти в Москве, Ленинграде. Есть они в Ростове-на-Дону, Орджоникидзе, Пятигорске, Новосибирске и во многих других городах. Черные бюсты В.И.Ленина можно купить по 18 руб.60 коп. в магазинах. И даже в Кремле на Ивановской площади возвышается черный памятник В.И.Ленину  скульптора В.Б.Пинчука.

К какому типу следует отнести большинство этих черных скульптур по принятой в предыдущем пункте классификации? Изящество формы в наше время встречается очень редко, форме свойственна грубая размашистость, созвучная всепобеждающей силе труда. Но символьность, символичность со­временные скульпторы передают обычно хорошо: ЛЕНИН — знаменосец революции, ЛЕНИН – мыслитель, ЛЕНИН - созидатель и т.д. Итак, это скульптуры четвертого типа, характеризуемые тремя основными признаками: черные, с плохой формой символы.

Все предыдущее изложение с большою доказательностью убеждает, что черные памятники В.И.ЛЕНИНУ - это очень плохо, ибо черный цвет вызы­вает страх, ибо черный цвет подавляет и настраивает на самоубийство.

 

На самом же деле в этих чёрных памятниках можно усмотреть и выделить ещё две ступени отрицательности.

 

Одна ступень отрицательности состоит в том, что с именем Ленина свя­заны все светлые коммунистические идеи, и через черный памятник Ленину эта отрицательность ассоциативно передаётся на коммунистические идеи.

 

Другую ступень объяснить более трудно. Для этого нужно представлять себе сущность устройства иерархии. Поясним это на образном примере.

Пpедставим, что Генеральный секретарь ЦК КПСС отдает распоряжение секретарям обкомов, секретари обкомов — секретарям райкомов,  секретари райкомов звонят директорам заводов, а те отдают распоряжения рабочим и служащим. И вскоре вся огромная страна будет трудиться над выполнением распоряжения Генерального секретаря, находящегося на верхнем уровне иерархии. Т.е. совсем незначительные усилия верхнего уровня могут привести к чрезвычайно сильным изменениям в нижних уровнях иерархической системы.

Так вот, другая ступень отрицательности состоит в том, что всё связанное  с В.И.Лениным составляет верхний уровень идеологической иерархии, и даже незначительное влияние черного цвета может привести к очень сильным отрицательным последствиям на нижних уровнях.

     6

Теперь попробуем разобраться в том, почему  памятники В.И. Ленину стали делать черными.

1.В живописи о цвете говорят и пишут много, и это понятно: худож­ники с большим искусством управляют цветом, этот параметр картины у них один из главнейших.

Скульпторы цветом управлять не могут в силу природы своей профессии. Они, к примеру, берут глыбу и лишь отсекают от нее лишний материал. Цвет скульптуры будет совпадать с первоначальным цветом глыбы. Вот по этой причине о цвете они рассуждают мало, из-за чего не знают, либо забывают о психологии цвета и о том, как воздействует цвет на человека. В этом состоит первая причина.

Напомним, что форма и цвет связаны с принципиально разными под­системами психики: форма - с интеллектом, цвет – с эмоциональной сферой. Мало этого, характер связей с интеллектом и эмоциональной сферой принципиально различен. Связь формы с интеллектом активна - направлена от интеллекта к форме. Связь цвета с эмоциональной сферой пассивна аправлена от цвета к эмоциональной сфере.

Когда человек создает скульптуру, он может быть столь сильно поглощен формой, что полностью отключается от цвета. А возможности отключения есть весьма большие именно вследствие того, что цвет и форма принадлежат совсем разным "ведомствам". Скульптор оказывается пол­ностью в плену у формы, и даже после завершения работы продолжает не чувствовать отрицательного влияния черного цвета.

  3.Обычно скульптура, прежде чем быть установленной, демонстрируется на выставке, чтобы получить одобрение жюри и зрителей.

   Так вот, и жюри, и зрители также оказываются в плену у формы: вся их активность направлена на постижение формы, а цвет остается за пределами внимания. Цвет начнет оказывать свое влияние, когда форма будет постигнута.

 

Кроме того, часто на выставке демонстрируется скульптура совсем не того цвета, который будет в её окончательном варианте. Так, совсем недавно установлена скульптура В.И.Ленину на Октябрьской площади в Москве. Черной ее назвать нельзя, но она слишком темна. Через несколько лет под воздействием дыма и копоти цвет ее станет неотличимым от черного, и величественная площадь приобретет угрожающую угрюмость вместо того, чтобы облагораживать нас устремленностью в будущее. На выставке же перед жюри и зрителями демонстрировался белый гипсовый макет. Т.е. темные варианты скульптур могут протаскиваться в жизнь таким несколько обманным способом.

4.Человеческий организм часто попадает в различные неблагоприятные условия, которые способствуют его заболеванию, вследствие чего его некоторые органы могут потемнеть.

Человеческое общество тоже представляет собою организм. Памятники являются частью этого организма. И если они черны, то это не может не свидетельствовать о болезни данного общества.

     7

Как же исправить существующее положение вещей? Когда мы говорили, что скульптура имеет лить два параметра - ФОРМУ и ЦВЕТ - то мы исходили из факта НЕПРЕРЫВНОЙ, НЕДИСКРЕТНОЙ СТРУКТУРЫ МАТЕРИАЛА. На самом же деле мы живем в мире, насыщенном дискретностью; поэтому материал, из которого сделана скульптура, также является составляющим ее параметром. И это существенно затрудняет решаемую проблему: СТАНОВИТСЯ МАЛО ВОЗМОЖНЫМ ВЫСВЕТЛИТЬ ЧЕРНУЮ СКУЛЬПТУРУ.

Как высветлить, к примеру, скульптуру, изготовленную из черного мрамора? Покрасить ее белой краской? Но мы, тем самым, загубим третью - самую дорогую составляющую - МАТЕРИАЛ. По-видимому, черная мраморная скульптура может бить лишь заменена на другую скульптуру нужного цвета.

Вообще говоря, в связи с тем, что скульпторы не могут активно управлять цветом, то при изготовлении скульптуры они должны использовать в основном нейтральный цвет - серый. Никто, например, не сможет придраться к цвету памятника К.Марксу, сделанному из серого гранита и установленному вблизи Большого театра в Москве. Применительно к скульптурам В.И.Ленину нейтральный серый цвет будет наиболее приемлемым тогда, когда и форма скульптуры нейтральна по отношению к активности зрителей. Если скульптура должна побуждать к активности, то ей нужно придать красноватый оттенок. Скульптура, зовущая в будущее, должна иметь золотисто-желтый цвет. Последний цвет по отношению к памятникам В.И.Ленину должен быть наиболее распространенным.

По—видимому, части существующих бронзовых памятников можно придать золотисто-желтый цвет, но лучше эту проблему решать со специалистами в области материала.

Цитированная литература

1.ВЕККЕР Л.М. психические процессы: В трех томах. Том 3. - Л.:ЛГУ, 1981. -326 с.

 2.Методики психодиагностики в спорте/ МАРИЩУК В.Л.,БЛУДОВ В.М.,ЛАХТИЕНКО B.A.,CEPOBA Л.И. - М.: Просвещение,1984.- 192 с.

 З.ЛЮШЕР-ТЕСТ. Базель, 1974.

 4.ФИЛИМОНЕНКО Ю.И.,ЮРЬЕВ А.И.,НЕСТЕРОВ В.М. Зкспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека. — Экспериментальная и прикладная психология. Вып.11. Л.:ЛГУ,1982,с.52-57.

5.МОРИС ДЕРИБЕРЕ. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиздат, 1964.- 183 с.

6.ФРИЛИНГ Г., АУЭР К. Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология. - М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.

7.МИРОНОВА Л.Н. Цветоведение. - Минск: Высшая школа, 1984.- 286 с.

 8.ДЖАДД Д.,ВЫШЕЦКИ Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир,1978.- 592 с.

9.АРНХЕЙМ Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс,1974.- 392 с.

10.ВЛАДИМИРОВ А.,ОСИПОВ Н. Магия цвета." М.:3нание,1965. - 270 с.

11.ТИЩЕНКО Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации: Диссертация ... кандидата психологических наук. — Новосибирск, 1981.-272 с. Инв.н.04816003995.

12.АВЕРИНЦЕВ С.С. Символ.- Краткая литературная энциклопедия, Т.6. М., 1971, с.826-831.

13.ЛЕССИНГ Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М.:Искусство,1976.-519 с.

14.ЛОСЕВ А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- M., Искусство, 1976.-367 с.

15.СВАСЬЯН К.А. Проблема символа в современной философии.- Ереван: 1980,-225 с

Hosted by uCoz