Введение

 

 

                           Приближается душа.

                         (Уолт Уитмен «Рождённый на Поманоке»)

 

Эта книга имеет многоцелевое назначение.

Она, во-первых, может являться учебником психологии, отличающемся от других учебников меньшей описательностью и большей дедуктивностью.

 

Она, во-вторых, cпособна служить учебным пособием по астрологии. Здесь читатели найдут оригинальную трактовку некоторых астрологических явлений, что позволит им, быть может, углубить свои астрологические знания.

 

Одно из предназначений книги - это обоснование истинности астрологии. Метафорическое высказывание Д. Радьяра [10] о том, что Солнечная система является личностью, дало мне ту вспышку ума, энергии от которой хватило на связывание всех глав книги в целостную концепцию.

 

Книга сконструирована так, что изложение начинается  с рассмотрения совсем простых вещей, которые служат затем кирпичиками более сложных конструкций, постепенно возвышающих читателя до понимания наиболее таинственного - смысла человеческой жизни.

 

Заметим, что психику иногда в самом широком смысле определяют как объект, отображающий окружающий мир, что кощунственно неверно. Такое определение нарушает законы сохранения, ибо несомая с отображаемой информацией энергия разрушила бы сей объект. Поэтому психику следует определять как объект, отображающий мир и отображающий себя в мире. Процесс отображения себя в мире называется активностью.

 

Некоторые виды лечения психических расстройств основаны лишь на истинном определении психики. Иногда у студентов возникают психические расстройства из-за того, что они  пассивно слушают много лекций и и столь же пассивно читают много книг. Метод лечения таких студентов заключаеся в том, что их заставляют проговаривать прочитанное, тем самым искусственно создавая процесс отображения себя в мир.

 

Известны три классические трудности постижения психического.

 

Это, во-первых, трудности языкового характера. Через средства психики мы выражаем то, что происходит в мире, но выразить этими же средствами  то, как устроены сами средства - задача, сравнимая по трудности с вытаскиванием себя за волосы из болота.

 

Это,  во-вторых, круг трудностей, связанных с трагической невидимостью психики. Попытки отождествить психику с видимым через микроскопы - с гигантской нейронной сетью мозга, насчитывающей более сотни миллиардов нейронов, - не привели учёных к успеху.

 

И в настоящее время приобретает всё большую силу мнение, что мозг - это всего лишь антенна для улавливания космических приказов, исходящих, быть может, от самого Бога.

 

Это, в-третьих, трудности, порождаемые свойством уподобления психики: она как бы уподобляется тому предмету, на котором сконцентрировано наше внимание, поэтому кажется нам вовсе бесструктурной. Познание же состоит в том, что мы постигаем структуру и функцию изучаемых объектов.

 

Тем не менее, нам во многом удастся преодолеть  эти трудности. 

 

 Постижение астрологии затруднено по несколько иной  причине.

 

Основная трудность заключается в том, что астрология не знает детального механизма передачи влияния планет на человека. Это создаёт неверие в истинность астрологических выводов.

 

Я  полагаю, что естественное включение астрологии в современную психологию придаст её выводам  доказательность в большей мере, и это  сгенерирует  у  читающего данный труд недостающую веру.

 

Изложение будет активно опираться на три модели человека, утвердившиеся в настоящее время в культуре.

 

Это, во-первых, греческая анатомо-физиологическая модель человека: человек состоит из туловища, головы, рук и ног, в голове находится мозг и т.д. Именно такую модель принято в настоящее время изучать в большинстве медицинских учебных заведений мира.

 

Это, во-вторых, китайская монадная модель: человек - это единство огромного числа самоповторений (монад) самого себя. Человек повторяет себя в ухе, радужке, пальце, руке, сердце, желудке, в каждой косточке, в каждой отдельной клетке и т.д.

 

Греческая модель объясняет явления, протекающие в человеке, с помощью сигналов, распространяющихся вдоль нервов. Для китайской модели  такое объяснение неудовлетворительно. Она видит, как возбуждение одного самоповторения приводит к возникновению вибраций, возбуждающих другие самоповторения. Китайский врач с помощью различных гамм вибраций уха излечивает глаза, желудок, печень, лёгкие и т.д. Европейские врачи, догматически знающие лишь греческую модель, пытаются объяснить эффект от китайского иглоукалывания с помощью распространения нервных импульсов и вынуждены в отупении останавливаться.

 

Это, в третьих, индийская модель человека: человек  это 7 вложенных друг в друга тел: будхиальное тело вложено в атманическое, каузальное в будхиальное и т.д. (рис 1). При этом самое внутреннее тело состоит из наиболее плотной материи - вещества, а материя каждого последующего тела всё более эфемерна.

 

Наше изложение будет опираться на ту идеологию, которую проповедовал Б.Г. Ананьев [2]. Он, долгое время занимаясь сенсорной организацией человека, пришёл к выводу, что полноценные образы в психике возникают лишь в результате совместной работы сенсорных каналов разных модальностей. И он  понял и разъяснял другим, что и полноценное знание психики возникнет лишь в результате синтеза знаний учёных разных школ.

 

 

    Такой же идеологии придерживался Платон, синтезировавший в психологии знания всех существовавших до него учёных и воздвигшего столь прекрасное психологическое здание, что им с большой пользой могут и до сих пор пользоваться психологи.

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Индийская модель человека.

                            1. Физическое тело.

                            2. Эфирное тело.

                            3. Астральное тело.

                            4. Ментальное тело.

                            5. Каузальное тело.

                            6. Будхиальное тело.

                            7. Атманическое тело.

 

 

Аристотель же, которого часто считают основателем психологии, был, как я полагаю, больше разрушителем, чем созидателем психологического здания. Аристотель, разъединив психологию и астрологию, резко разъединил и пути развития этих наук. В наше время эти науки следует вновь объединить.

 

Книга эта написана на основе лекций, многократно читанных в Новосибирском государственном техническом университете, Новосибирском государственном педагогическом университете, Сибирском независимом университете, Колледже профессора Е.В. Руденского.

 

Это второе издание книги. Первое издание было депонировано в НИИ высшего образования России 2 апреля 1998 года под номером 80-98 по рекомендации Учёного совета Сибирского независимого университета и имело название «Психология личности». Во втором издании изложению материала придана большая стройность, а также исправлены замеченные ошибки.

 

 

 

Hosted by uCoz