1.ЛИЧНОСТЬ В ЕЁ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ БЫТИИ.
- Послушайте, Бог: Вы не могли бы немного
подвинуться ? - Некуда,
дорогой!
А.Щетников “AUTOBUS MUNDI” |
А. Теоретические соображения.
1.1.1. Первый этап создания человека.
Можно исходить из
тех предположений, что человека создал Бог.
Рис 1.1.1.Первый этап
сотворения человека:
создание тела.
Из рисунка видно,
что тело делит вселенную на три части:
1 - внешний мир ,
2 - костно-мышечный аппарат,
3 - внутренности.
По-видимому, он
рассуждал при этом так: вначале нужно создать тело, а затем систему управления
данным телом - голову.
И тело было создано (Рис.1.1.1).
1.1.2. Что увидел Бог, создав тело?
Он увидел,
что тело
делит Вселенную на три части: внешний мир, костно-мышечный аппарат,
внутренности.
1.1.3. Второй этап создания человека.
Так как тело делит
вселенную на три части, то голова как система управления должна содержать три управляющих центра:
первый - для управления внешним миром, второй - для управления костно-мышечным
аппаратом, а третий - для управления внутренними органами (Рис.1.1.2).
Рис. 1.1.2.Второй
этап сотворения человека -
создание трёх
центров:
1 - управления внешним миром,
2 - управления костно-мышечным аппаратом,
3 - управления внутренностями.
1.1.4.Третий этап творения: объединение центров в систему.
Затем Бог
сообразил бы, что действия человека могут быть скоординированными,
согласованными, если все три управляющих
центра образуют систему. (Рис.1.1.3).
Рис.1.1.3. Третий этап сотворения человека:
создание
скоординированных управляющих центров.
1.1.5. Наименование управляющих центров.
Наконец, Бог
должен назвать каждый из управляющих центров соответствующим именем.
Так как первый центр
принимает и обрабатывает сигналы из окружающей среды, то его естественно
назвать интеллектом (I).
Второй центр
регулирует движения (пространственно-временные перемещения), поэтому его
естественно назвать сферой регуляции
движений (R).
Подумаем поглубже, как назвать третий центр.
Известно, к
примеру, что если у человека болит печень, то такой человек бывает гневлив. И
наоборот: если человек впадает в сильный гнев, то он может заметить возникшую в
печени боль.
Человек с больным
сердцем может испытывать сильный страх, и наоборот: страх может вызвать боль в
сердце.
Если некто хорошо
покушал, то он может испытывать определённый вид удовольствия, и наоборот:
будучи голодным и представляя удовольствие, которое ранее получил на званом обеде, он может
многократно усилить чувство голода.
Страх, гнев,
удовольствие имеют единое обобщенное название – эмоции, - а так как они
возникают именно в центре, связанном с внутренностями, то этот третий центр
разумно назвать эмоциональной сферой (Э).
Так возникает
первая модель психики (Рис.1.1.4).
Подсистемы I, Э, R в психологии принято именовать основной
психологической троицей.
Рис.1.1.4.Первая
модель психики.
I - интеллект, R - сфера регуляции движений, Э - эмоциональная сфера.
Б.Эмпирические подтверждения.
Рис.1.1.5.Схематическое
изображение человеческого мозга.
1.Интеллектуальные функции.
2.Двигательные функции.
3.Эмоциональные функции.
1.1.6. Факты из анатомии и физиологии мозга.
Физиологи, изучая локализацию функций в мозге,
установили, что мозг можно схематически изобразить так, как он изображён на рис
1.1.5.
Эти данные подтверждают, таким образом, наши теоретические выводы о
существовании трёх частей психики.
1.1.7. Факты из анатомии и физиологиии
органов чувств.
Из физиологии
также хорошо известна классификация
органов чувств, созданная впервые английским физиологом Шеррингтоном . В соответствии с его мнением органы чувств делятся на
следующие три класса:
а.Экстероцептивные.
б.Интероцептивные.
в.Проприоцептивные.
Как Шеррингтон
разделил органы чувств на три класса? Он заметил, что органы чувств, которые он
назвал экстероцептивными, направлены на уловление информации
из внешнего мира.
Интероцептивные органы чувств информационно связаны с внутренней средой
организма.
А проприоцептивные органы чувств участвуют в регулировке
движений костно-мышечного аппарата.
Естественно
поэтому предположить, что каждый из классов
органов чувств имеет свой собственный мозговой центр.
1.1.8. Факты из эмбриологии.
Из эмбриологии известно, что в процессе
развития человеческого зародыша в нём возникают и имеют довольно длительную
форму бытия три слоя клеток. Но самое замечательное состоит в том, что каждый
слой имеет свою строго детерминированную
судьбу: из внешнего слоя возникают мозг и кожа, из внутреннего - внутренние
органы, а из среднего - костно-мышечный аппарат.
Часто случается
так, что один из слоёв получает более благоприятные возможности для развития,
что разительно отражается на будущем возникающего человека.
При наибольшем развитии внешнего слоя развиваются личности, именуемые ЭКТОМОРФАМИ
(от греч. ЭКТОС - внешний). Они имеют хорошо развитый
интеллект, выраженную тонкость костей и худобу.
Хорошо развитый
внутренний слой порождает ЭНДОМОРФОВ, имеющих в зрелых годах отчётливо
выраженный животик и округлые формы тела, любящих застолья в весёлых компаниях.
Наиболее развитый
средний слой порождает МЕЗОМОРФОВ - личностей с хорошо развитым костно-мышечным
аппаратом.
Прошу обратить
внимание на то, что у эктоморфов развит не мозг в
целом, но именно интеллект. Почему? Да потому что эмоциональная сфера и сфера
регуляции движений связаны с неразвитыми слоями, из-за чего теряют импульс
высокого развития.
Итак,
существование классов эктоморфов, эндоморфов
и мезоморфов подтверждает истинность первой модели
психики.
1.1.9. Структура человеческой активности.
Чем люди обычно
заняты? Либо ТРУДОМ, либо ПОЗНАНИЕМ, либо ИГРОЙ (Рис. 1.1.6).
Рис.1.1.6.Структура
человеческой активности.
А
- активность,
Т - труд, П -
познание, И - игра.
Конечно же, в
труде наиболее задействована сфера регуляции пространственно-временных
перемещений, в познании - интеллект, а в игре - эмоциональная сфера.
Следовательно, сама структура активности подтверждает истинность первой модели
психики.
Г. Краткий исторический экскурс.
1.1.10. Доисторические представления людей о психике.
Понятие души
зародилось в доисторические времена. Люди наблюдали за тем, как быстро
разлагается тело человека после его смерти, и они понимали, что руководит
совместным сосуществованием частиц тела некая невидимая сущность, названная ими
душою. Как только душа покидает тело, сразу же начинается его бурное
разложение.
Эти же
доисторические люди экспериментально установили месторасположение души: если
пронзить мечом ногу, живот, даже голову, человек остаётся живым, но если лишь
задеть сердце, то человек почти мгновенно умирает. Следовательно, заключили
они, душа расположена в сердце.
1.1.11.Открытие основной психологической троицы.
Представления об основной психологической
троице возникли в Древней Греции во времена Пифагора (580 - 500 годы до Р.Х.).
Хирург Алкмеон, леча воинов,
заметил, что именно повреждение мозга способствует утрате многих душевных
функций: человек может лишиться мышления, памяти, воли и т.д. На этом основании
он стал утверждать, что душа сосредоточена в мозге.
Пифагореец Арезас, узнавший об
исследованиях Алкмеона, не стал спешить с отрицанием
древних убеждений. Интуитивно ощутив, что мозг связан с разумом, а сердце с
мужеством, он был озарён мыслью, что душа состоит из нескольких частей, а сообразив, что две открытые части души не описывают
вожделений, он понял, что душа состоит ровно из трёх частей: разума в мозге,
мужества в сердце и вожделения в нижней части живота.
Арезас рассказал о своих догадках на собрании пифагорейцев. Тем это всё
понравилось, ибо они обожествляли числа, но всего более - число три. Учение Арезаса благодаря сильному авторитету Пифагора разнеслось и
закрепилось по всей Греции.
1.1.12. Представления Демокрита
о душе.
С особой силой
представления об основной психологической троице ожили в трудах Демокрита Абдерского (460 - 370 до
Р.Х.). В своём учении о душе он соединил идеи Арезаса,
а также Гераклита, считавшего, что душа – это сгусток огня. Демокрит
доказывал, что мир построен из атомов. Вещество построено из тяжёлых атомов, а
огонь - из очень лёгких и подвижных. Он считал, что душа является огнём,
рассеянным по всему телу. Атомы огня в силу своей высокой подвижности ударяются
о тяжёлые атомы тела и приводят, тем самым, тело в движение.
Соотношение
тяжёлых и лёгких атомов в мозге таково, что оно способствует возникновению
высших душевных функций - способности к познанию.
Соотношение
тяжёлых и лёгких атомов в сердце таково, что в нём возникают благородные
страсти.
Соотношение
тяжёлых и лёгких атомов в печени ( во времена Демокрита уже считали, что вожделения образуются в печени)
таково, что в ней возникают душевные функции, называемые вожделениями.
1.1.13. Аристотель и психологическая троица.
Представления о
психологической троице были уничтожены Аристотелем (384
- 322 до Р.Х.), считавшем , что душа как управитель тела,
не может состоять из частей, ибо тело тогда распалось бы на столько частей, из
скольких частей состоит душа.
1.1.14.Кант и психологическая троица.
Основная психологическая троица вновь ожила
лишь в эпоху И.Канта (18 век). Сам Кант построил
свою философскую систему, базируясь на основной психологической троице. Он
создал три величайших произведения: "Критику чистого разума",
"Критику практического разума"
и "Критику способности суждений". В первом он анализирует способы
познания человеком вселенной, т.е. рассматривает вопросы функционирования
интеллекта. Во втором он строит этику как регулятор деятельности человека. В
третьем Кант конструирует эстетику, т.е. науку, изучающую эмоциональные
переживания.
1.1.15. Гегель, Пиаже, Леонтьев.
Всякая наука во все времена развивалась на
основе структурно-функционального подхода к изучаемым явлениям и исходила из
убеждения, что структура и функция каждой вещи находятся в гармонии, нерушимом
равновесии.
Философия Гегеля
нанесла вред науке тем. что
стала превозносить диалектику, в которой
роль функционального начала неправомерно преувеличена по сравнению со
структурным. Именно диалектический подход породил психологию Пиаже, а также
А.Н.Леонтьева, где структура отсутствует полностью: психика состоит лишь из
операций, т.е. из чисто функциональных элементов.
Восстановление
истинно научного подхода совершено в Санкт-Петербургской школе психологии,
где жизнь основной психологической
троицы вновь воссияла.
1.1.16. Троица психологическая и Троица христианская.
Нельзя не отметить связи основной
психологической троицы с Троицей христианской. Сфера регуляции действий
соответствует Богу-отцу, эмоциональная сфера - Богу-сыну, а интеллект - Святому
Духу. Трёхипостастность Бога подтверждает,
следовательно, истинность первой модели
психики.
1.1.17. Троица психологическая и глубинные свойства
эфира.
Здесь мы выскажем
особо гипотетические умозаключения, так и оставив их
существовать в виде гипотезы.
Из науки известно,
что материя существует в виде вещества и в виде поля.
По-другому поле называют ещё эфиром. Максвелл,
создавший свои знаменитые уравнения электромагнитного поля, впервые увидел
сходство эфира и жидкости: как невидимый эфир, так и видимая жидкость образуют
потоки.
Эфир обладает
тремя фундаментальными свойствами: силовым, энергетическим и информационным.
Эти свойства являются, в свою очередь, полями.
В психике силовому полю соответствует сфера R,
энергетическому сфера Э, информационному
– сфера .
Обычно эти три
поля разных модальностей сосуществуют и «наслаждаются» бытием как поля. Однако, в процессе особого
взаимодействия – столкновения – они способны превращаться в вещество.
Примером такого
столкновения полей является любовь. Именно под воздействием любви возникает
новый экземпляр живого существа. Другие виды столкновения полей мы увидим в
астрологической части.
Вещество и эфир
находятся в процессе постоянного взаимодействия. Информационное поле создаёт
план расположения частиц вещества. Энергетическое поле подпитывает возможность
их существования. Силовое поле создаёт направление движения вещества.
Заметим, что в
картине мира, созданной в конце 17 века Ньютоном,
существует лишь силовое поле. Гельмгольц увидел
во вселенной энергетическое поле лишь в середине 19 века. Информационная
составляющая эфира была открыта Винером в середине 20-го века.
Таким образом,
существование основной психологической троицы причинно можно объяснить ещё и
так: как отражение глубинных свойств эфира.