1.2.Вторая модель психики.

 

                                   

                                                                                           Нынче ж мимо шли калики перехожие    

                                                                                           А куда, зачем? – никто не ведает.

                                                                                          И сказали мне: “Вставай и к невозможному

                                                                                         Устремись, и боль свою исследуй небылью.

                                                                                          А.Щетников. «Илья Муромец»

 

 

 

 

 

 

А.Теоретические рассуждения.

 

1.2.1.Понятие иерархической системы.

Вначале я хочу донести мысль о важности иерархического устройства.

Рассмотрим следующий пример. Пусть несколько предприятий  договорились производить совместно какое-то изделие. Каждое предприятие изготавливает для этого изделия какие-то компоненты: вещества, детали, продукты. Для того чтобы изделия производились ритмично и бесперебойно, предприятия должны выполнять строгий график обмена соответствующими компонентами.

 

 

 

 

 

Рис.1.2.1.Двухуровневая иерархия.

I, Э, R - предприятия, U - управляющий центр.

 

 

 

 

 

 

При нарушении кем-то графика обмена, неизбежно наступает хаос и дезорганизация производства. Каждый без труда сообразит, что для более лёгкого устранения явлений дезорганизации нужно иметь единый управляющий центр, специально занятый разработкой более изощрённых методов координации работы предприятий (Рис.1.2.1).

Рассмотренная система с единым управляющим центром называется двухуровневой иерархией.

 

Примером многоуровневой иерархии является государство. Первый уровень в нём - рядовые члены общества. Второй уровень - предприятия, организации, в которых они работают. Третьим уровнем можно считать районы проживания граждан, четвёртым - области (губернии), пятым - всё государство в целом во главе с президентом.

 

1.2.2. Фундаментальное свойство иерархий.

Рассмотрим на примере многоуровневой иерархической системы одно из её удивительных свойств.

 

Если, к примеру, президент пожелает, чтобы в масштабах государства была реализована какая-то идея, то он может позвонить и приказать губернаторам, те - руководителям администрации районов, последние - директорам предприятий, директора - рядовым членам: и через короткое время вся страна начнёт выполнять единую волю.

Если же кого-то из рядовых членов посетит идея, реализация которой, если её начнут осуществлять все жители, даже чрезвычайно выгодна государству, то ему может и жизни не хватить, чтобы донести до всех свои выдающиеся мысли. Можно бы донести эту идею до президента, чтобы он своим президентским путём заставил её осуществлять всю страну, но добраться до президента также очень трудно.

 

Мы, таким образом, видим, что  в многоуровневых иерархических системах информация от высшего уровня к низшим распространяется легко, а от низшего к высшему - с трудом.

 

1.2.3. Вторая модель психики.

 Продолжим рассуждать от имени Бога о том, как бы он сконструировал психику человека.

Надеюсь, что читатель не затруднится понимать интеллект I как предприятие по производству мыслей, эмоциональную сферу Э - как предприятие по производству эмоций, а сферу регуляции действий R - как предприятие по производству алгоритмов пространственно- временных перемещений.  

 

Тогда становится ясным, что Бог должен бы утвердить в качестве  варианта более совершенной психики тот, который изображён на рис. 1.2.1. Но он его не утвердил, а утвердил тот, который изображён на рис. 1.2.2. При этом он назвал подсистемы второго уровня сознанием С и характером Х, а подсистему третьего уровня - самосознанием  S.                                   

 

 

Рис.1.2.2.Вторая модель психики.

I - интеллект, Э - эмоциональная сфера, R - сфера регуляции действий:

С - сознание, Х - характер, S - самосознание.

 

 

Почему Бог поступил именно так? Я выскажу свои соображения об этом в главах 1.4 и 3.5.

 

Конструкцию, изображённую на рис.1.2.2, будем называть второй моделью психики.

 

 

Б.Эмпирическое обоснование.

 

1.2.4. Интроспекция и экстроспекция.

 Итак, нам нужно эмпирически обосновать вторую модель психики, в полной мере не обоснованную теоретически.

Первое обоснование будет осуществлено с помощью интроспекции и экстроспекции.

 

Тот факт, что человек представляет из себя интегрированное существо с единым центром S, ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому нам нужно убедиться в существовании промежуточного слоя иерархии, состоящего из сознания С и характера Х.

 

Существование сознания постигается с помощью интроспекции. Чтобы войти в состояние интроспекции, нужно постараться полностью отключиться от внешнего мира и сосредоточиться на изучении  внутреннего. Вы тогда заметите, что во внутреннем мире нет ничего кроме мыслей, окрашенных переживаниями. Следовательно, этот внутренний мир, который мы и называем сознанием, состоит из интеллектуальных и эмоциональных актов. Именно это и утверждает вторая модель психики.

 

Существование характера устанавливается с помощью экстроспекции. Характер всегда улавливается нами в рисунке пространственно-временных перемещений, а также в способах эмоционального реагирования,  и именно это утверждает вторая модель психики.

 

1.2.5. Два важных эксперимента.

 А. Бросим в костёр кошку и попытаемся детально представить её поведение.

Заметим, что так как тело кошки также делит вселенную на три части, то в её психике обязательно существует и интеллект, и эмоциональная сфера, и сфера регуляции движений. Поэтому первая модель психики для кошки вполне применима.

 

Итак, кошка в костре. Через её органы чувств поступает в интеллект информация, которая недву-смысленно интерпретируется последним  как чрезвычайная для неё опасность.

 

 

 

Из интеллекта в подсистему R  поступает сигнал о том, что нужно выработать  такой алгоритм пространственно-временных перемещений, который бы позволил выбраться из огня. Такой алгоритм мгновенно вырабатывается -  и кошка спасается.

 

Б. Не то человек. Известно, что люди  способны сами всходить на костёр и сгорать. Рассмотрим поведение человека на костре в соответствии со второй моделью  психики.

 

Интеллект горящего человека также получает информацию о своей возможной гибели и также подаёт сигналы в подсистему R о том, чтобы последняя выработала алгоритм пространственно-временных перемещений, позволяющий выбраться из огня. Но этот алгоритм  исполнится лишь в том случае, если он буден утверждён самосознанием S. Для этого  интеллект должен уведомить самосознание о возможности гибели человека. Однако, в начале главы  мы убедились, что в иерархиях информация с нижнего уровня на верхний передаётся с большим трудом.

 

Рассмотренные примеры о горении на костре кошки и человека эмпирически подтверждают правильность второй модели психики.

 

1.2.6. Классификация видов активности.

 В главе 1.1 мы рассмотрели три наиболее распространённых вида человеческой активности: труд, познание и игру. Эти  виды активности в своей совокупности называются деятельностью.

 

Вторая модель психики позволяет более тонко разобраться в структуре активности человека. Мы сразу же усматриваем, что деятельностью управляет лишь первый уровень психики. Какие же виды активности порождает второй и третий уровни?

 

Виды активности человека, при которых серьёзно задействован уровень самосознания  -  сгорание на костре, закрывание грудью амбразуры, способность вынести самые невероятные пытки и т.д., -  называются подвигами.

 

Попытаемся увидеть и назвать своим именем те виды активности, которые порождает второй уровень психики.

 

Рассмотрим пример. Идёт собрание. На нём выбирают в начальники сильную личность. Выступающие произносят в адрес этой личности много похвальных речей.

Но сидит там вместе со всеми человек тихий и незаметный, который знает об избираемом много нелестных вещей: нетерпимость к чужому мнению, склонность к взяткам, грубость. Хотя и страшно, но совесть не позволяет ему  не выступить. И он, наконец, выступает с резкой критикой избираемого.  Конечно, активность данного человека подвигом назвать нельзя, но вне всякого сомнения он совершил поступок. Когда этот человек сидел и переживал, то у него работало сознание, а когда он, всё-таки, решил выйти, то сработал характер. В целом же его активность управлялась вторым этажом психики.

 

Итак, в соответствии со второй моделью психики активность человека структурируется на деятельность, поступки и подвиги. И сам тот факт, что это весьма полная структуризация  активности в том смысле, что опыт не даёт нам существования других неучтённых её видов,  говорит нам об истинности второй модели психики.

 

 

 

1.2.7. Факты из возрастной психологии.

 В возрастной психологии установлено, что жизнь человека представляет из себя чередование эмоциональных и интеллектуальных периодов так, как показано на рис. 1.2.3.

 

 

 

 

 

Рис.1.2.3. Чередование эмоциональных и интеллектуальных периодов в развитии личности.

( t -время в годах)

 

 

В возрасте одного, трёх, семи, одиннадцати, пятнадцати лет происходят кризисы, характеризующиеся тем, что человек становится малоуправляемым, склонным проявлять капризы, что вполне объяснимо тем, что происходит переход на принципиально другую форму бытия.

 

В соответствии со второй моделью психики интеллект и эмоциональная сфера ведут своё бытие внутри сознания. Их взаимодействие таково, что какая-то одна из сфер является ведущей, окрашивая собою всё бытие человека. Ведущая подсистема тратит на взаимодействие больше энергии, истощается, устаёт и неизбежно передаёт качества ведущего другой подсистеме.

 

1.2.8. Типы темперамента.

Темпераментом называется глубинная, неизменяемая с возрастом часть характера. Известны следующие четыре типа темперамента, присущие людям.

 

аеловек активный, энергичный, общительный, работоспособный, может выдерживать авральные напряжения, агрессивный и даже драчливый.

 

беловек общительный, весёлый, жизнерадостный,   оптимистичный, но слишком тяжёлую работу старающийся избегать.

 

в. Человек спокойный, уравновешенный, необщительный, не аврально, но “равномерно” трудо-любивый.

 

г. Человек необщительный, тревожный, быстро утомляющийся.

 

Древнегреческому врачу Гиппократу приписывают первенство теоретического объяснения существования четырёх типов темперамента. Он полагал, что в теле человека присутствуют четыре жидкости: chole=желчь, sangva=кровь, flegma=слизь, melan chole=чёрная желчь.

 

Если у человека преобладает желчь, то он имеет первый тип темперамента и называется холериком, если преобладает кровь, то он имеет второй тип темперамента и называется сангвиником.

 

В случае преобладания слизи образуется третий тип темперамента - флегматик, а с в случае преобладания чёрной желчи образуется четвёртый тип темперамента - меланхолик.

 

Для настоящего времени мы такое объяснение не можем признать научным, ибо воистину научное объяснение должно исходить из модели психики.

 

Из второй модели психики следует, что сферы Э и R внутри характера могут взаимодействовать следующими четырьмя способами:

 

ЭR, Эr, эR, эr.

( В первом случае у человека хорошо развиты как сфера Э, так и сфера R, во втором случае сфера Э развита хорошо, а сфера R - слабо и т.д.

 

Легко видеть, что эти способы задают последовательно вышеназванные типы темперамента. Для этого нужно лишь понимать, что эмоциональная сфера снабжает всю психику энергией (ведь она же заведует внутренностями, где эта энергия вырабатывается), а на общение тратится очень много энергии.

 

Таким образом, существование четырёх типов темперамента подтверждает истинность второй модели психики.

 

 

Hosted by uCoz