2.Личность в её реальном бытии.
2.1.Личность и психология обучения.
Разъёмом
разума Зря заори: Мороз маразма - Розам зари. Ю. Голиков. |
2.1.1. Конструкция интеллекта
На рис 2.1.1 изображено представление об интеллекте,
которое устойчиво существует в психологии
вот уже около 700 лет - со времён святого Фомы Аквинского.
Рис 2.1.1.
Конструкция человеческого интеллекта.
(i - сигналы внешней Среды, w - ощущения, W - образы, m - мысли)
Рис. 2.1.1 показывает, что интеллект представляет
трёхуровневое образование. Сигналы i, поступающие из
внешней среды, превращаются в ощущения w, последние служат основой образов W, образы же являются причиной возникновения мыслей m
В ощущениях представлены лишь отдельные координаты образа
предмета. Образ синтезируется из отдельных ощущений. Мысль обретает своё бытие
в форме знаков.
Давайте попытаемся обосновать, что интеллект
представляет и действительно
трёхуровневое образование. Для этого нам достаточно убедиться в существовании
двух границ: границы между уровнем ощущений и уровнем образов, а также границы
между уровнем образов и уровнем мыслей.
2.1.2. Доказательство
существования границы между уровнем ощущений и уровнем образов.
Проведём три серии экспериментов над человеком с
завязанными глазами. В каждой из серий мы будем просить человека, рисовать то,
что мы заставим его ощущать.
Во всех трёх сериях мы будем работать со следующими
фигурами, вырезанными из картона:
l, n, t, ... .
а. Будем прикладывать фигурки к коже руки их плоской
частью.
Оказывается, что человек в этом случае рисует в каждом
случае унылые кружочки.
б.Будем катать фигурки по коже
руки как колёса.
Оказывается, что в этом случае человек рисует обычно
разомкнутые линии с разным числом углов.
в. Будем
давать возможность человеку ощупывать предлагаемые фигурки.
В этом случае он будет рисовать адекватные рисунки.
Осмыслим эксперименты с энергетической точки зрения.
Если человек идёт по лестнице с одного этажа на другой,
то он тратит энергии значительно больше, чем в том случае, когда он такое же
количество времени ходит по одному этажу.
Мы видим, что в третьей серии экспериментов человек имел
возможность тратить энергии значительно больше, а потому
и получил адекватный результат. Большие же затраты энергии как раз и
свидетельствуют о том, что как раз и происходил переход с одного этажа на
другой.
2.1.3. Доказательство
существования границы между уровнем образов и уровнем мыслей.
Образ трёхмерен и симультантен.
Мысль одномерна и сукцессивна.
Сравнение этих фундаментальных характеристик образа и мысли приводит к заключению, что для
превращения образа в мысль требуются значительные затраты энергии - адекватные
переходу с одного этажа на другой.
В данном месте для увеличения ясности изложения следует
сделать следующее замечание.
Великий французский мыслитель Рене Декарт считал,
что мысль не имеет измерений, и это его мнение надолго утвердилось в качестве
истинного в науке. Но он не учёл того факта, что мысль адекватно отображается цепочкой знаков
(букв). Эта цепочка знаков всегда обладает длиной, высотой же и шириной её
можно пренебречь, что особенно ясно тогда, когда цепочка длинна. Отсюда и
следует, что мысль одномерна.
2.1.4. Мышление.
Теперь, когда мы доказали, что конструкция интеллекта и
действительно такова, какой она изображена на рис.2.1.1, давайте детальнее
разберёмся, что такое мышление (М).
Рис. 2.1.1 как бы сам диктует нам следующее определение.
Мышление - это превращение образов в цепочки знаков:
М=Wà z,
где - z знаки.
Нетрудно понять, что это определение ещё достатчно грубо. Если человек слышит слова на
незнакомом языке, то он их не понимает
по той причине, что им не соответствуют никакие образы в его психике. Мышление
не только образы превращает в знаки, но и знаки в образы. Поэтому более строгое определение можно
записать так:
Последнее символическое определение в вербальном
звучании:
Мышление -
это обратимый перевод информации с языка образов на язык знаков.
Это уже весьма строгое определение мышления, но его, в
свою очередь, можно уточнить. Давайте сделаем это.
Человек может просто преобразовывать образы (от одного
образа переходить к другому образу) и просто преобразовывать знаки ( от одной последовательности знаков переходить к другой
последовательности знаков).
Поэтому совсем строгое
определение будет звучать так:
Мышление - это такой психический процесс,
который сводится к следующим четырём типам преобразования информации:
Wà z , zà W , zà z
, W àW.
2.1.5.
Другой
взгляд на мышление.
Представим, что наше зрение могло бы воспринимать не
только те лучи, которые оно воспринимает, но и, к примеру, рентгеновские. Тогда
мы видели бы и внутреннюю структуру предметов. И нетрудно понять, что мышление
нам бы не было необходимым.
В самом деле, с помощью умозаключений мы устанавливаем
то, что непосредственно не видно. Для этого мы совершаем процесс анализа. Анализ как бы расщепляет
объект на части, позволяя выявить структуру. Для проверки истинности
результатов анализа мы совершаем синтез:
воссоздаём вновь объект из частей.
Таким образом,
мышление - это процесс аналитико-синте-тической
активности интеллекта.
Можно сказать
также, что мышление - это фонарь, рассеивающий тьму
незнания.
2.1.6. О существовании
промежуточных форм бытия информации.
Пусть в момент времени t1 информация
существует в виде образов, а в момент времени t2 она существует уже
в виде последовательности знаков. Задумаемся над тем, в каком виде эта
информация существует в момент времени t: t1<t<t2 ? Она
уже начала превращаться в последовательность знаков и потому не является
образом. Но она не превратилась ещё и в последовательность знаков и потому не
является таковой. Следовательно, в момент времени t
информация существует в промежуточной между знаковой и образной форме - в
образно-знаковой форме.
2.1.7. Классификация
типов информации.
Если образ лишь
начал превращаться в цепочку знаков, то он называется образом со знаковым
оснащением.
Если цепочка знаков
лишь начала превращаться в образ, то она называется знаками с образным
обрамлением.
Состояние информации, наиболее удалённое и от знаковой, и
от образной формы бытия, называется символом.
Таким образом,
можно выделить пять форм бытия информации:
образы,
образы
со знаковым оснащением,
символы,
знаки
с образным обрамлением,
знаки.
Рассмотрим поясняющие примеры.
а. Когда ученики в школе решают геометрическую задачу, то
они вначале строят чертёж, расстанавливают на этом
чертеже буквы (знаки), затем составляют и решают уравнения.
Чертёж вместе со знаками - это и есть образ со знаковым
оснащением.
Знаковое оснащение - неотъемлемая часть решения задачи,
ибо именно оно позволяет составить уравнения.
б. Пусть, к примеру, мы
желаем издать для учащихся учебник по математике. Мы можем при этом основной
текст учебника печатать чёрным шрифтом, формулировки теорем выделить
синим шрифтом, особенно трудные для понимания места напечатать красным шрифтом
и т.д. Такой расцвеченный текст несёт в себе элементы образности и в целом
может быть назван знаками с образным обрамлением.
в. На двери можно
написать: “Вход”, но можно написать и так:
Последняя надпись - это пример символа.
2.1.8. Основная задача
психологии обучения.
В педагогическом процессе учитель предъявляет информацию
ученику, а ученик эту информацию обязан усвоить. Основная задача педагогической
психологии звучит так:
В каком виде следует предъявить ученику
информацию, чтобы он усвоил её с наибольшим качеством?
И мы с учётом предыдущих параграфов данной
главы уже понимаем, что с
наибольшим качеством усваивается та
информация, которая предъ-является
в виде символов.
В самом деле, на усвоение такой информации ученик будет
тратить существенно меньше энергии, чем в случае предъявления ему, скажем,
образной информации, ибо превращая образ в символ,
преподаватель затратил на это столько энергии, сколько затратил бы сам ученик,
доводя бытие информации до символического уровня.
2.1.9. Метод Лёзера.
Рассмотрим ещё
одну задачу психологии обучения - задачу о запоминании трудно запоминаемой
информации.
Очень часто люди с трудом запоминают числа. Давайте сделаем
так, чтобы числа запоминались легко и приятно.
а. Закодируем числа буквами так, как показано в таблице
2.1.1.
Таблица 2.1.1. Кодировка чисел
буквами.
Цифры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
1-я буква |
Г |
Д |
К |
Ч |
П |
Ш |
С |
В |
Р |
Н |
2-я буква |
Ж |
Т |
Х |
Щ |
Б |
Л |
З |
Ф |
Ц |
М |
Объясним те мотивы такой кодировки, которые могут быть не
сразу понятыми.
Цифра “1” похожа на букву “Г”. “Г” и “Ж” в латинском
языке обозначают одной и той же буквой.
“К” состоит из трёх палочек.
“9” - это перевёрнутая буква “Р”.
Кодировку с помощью букв “Л”, “Ц” и “М” запомнить
специально. Применение трёх этих букв - это вынужденная мера, обеспечивающая
возможность придумывания групп ключевых слов.
б. Придумаем теперь 100 групп
ключевых слов (таблица 2.1.2).
Каждая группа соответствует одному числу от 1 до 100. В
качестве слов могут выступать лишь существительные в единственном числе,
именительном падеже. Согласные в слове должны кодировать соответствующее число
в соответствии с таблицей 2.1.1.
Таблица 2.1.2. 100 групп ключевых
слов.
1 |
ёж уж
йог юг яга |
|
51 |
бог бег
паж пыж |
2 |
яд йод
ад ода уют |
|
52 |
беда
обед пот обет ябеда |
3 |
ухо
око як хай уха |
|
53 |
бука бяка
пух обух |
4 |
чай щи очи |
|
54 |
бич буча печь пища |
5 |
бой буй бай |
|
55 |
боб пуп баба папа |
6 |
шея
улей аул лай июль |
|
56 |
пол пуля
боль |
7 |
оса
усы юз ас су |
|
57 |
пёс
бес бас база буза опись |
8 |
вой
ива фея явь выя |
|
58 |
пава обувь
бьеф пуф |
9 |
рай
рой рея яр яйцо эра |
|
59 |
пар бар
паяц убийца |
10 |
гам жена огонь жим |
|
60 |
шум
шина лань лом луна |
11 |
гуж ожог
жижа |
|
61 |
луг лужа шаг шуга |
12 |
гад год жуть жид |
|
62 |
шут лад альт шитьё |
13 |
жук ежиха гайка |
|
63 |
шик
шок лик лук лихо улика |
14 |
гуща |
|
64 |
луч лещ алыча |
15 |
губы жаба жабо гобой |
|
65 |
шуба
шип шайба липа алиби |
16 |
гол жало
жила |
|
66 |
шиш шило лилия |
17 |
газ ужас зга |
|
67 |
лось лиса лаз ишиас |
18 |
агава Гавайи |
|
68 |
Шива
шов лов шеф лафа |
19 |
жар
жир жор гора гарь гиря |
|
69 |
шар ларь
улица |
20 |
дом
дым дума дыня том тон |
|
70 |
сом сон
зима |
21 |
дог
дож тяж дежа адажио |
|
71 |
сага сажа
зга саго |
22 |
дот
дядя тётя удод дитя |
|
72 |
сад сеть
езда сода |
23 |
док
ток дух тик утка отёк |
|
73 |
сок сук
соха |
24 |
дача
дочь дичь туча течь |
|
74 |
сыч сеча
усище |
25 |
дуб
топь тип дыба табу |
|
75 |
зоб изба
суп оспа |
26 |
душ
дол дело тело душа тыл |
|
76 |
соль зло
зола суша |
27 |
туз
доза таз утёс тис |
|
77 |
соус оазис |
28 |
див
диво дева удав тиф туф |
|
78 |
сова софа
зов зев |
29 |
тур
тир тор дар дура отец |
|
79 |
сыр заяц |
30 |
ком
кон кум хам окно хна |
|
80 |
вонь вино
вена офеня |
31 |
Кожа |
|
81 |
фига Вега вояж |
32 |
кот
код кит хата кета |
|
82 |
вода вид
фата вето |
33 |
кок хек |
|
83 |
веха век веко |
34 |
Куча |
|
84 |
вещь вече |
35 |
куб
кэб купе кипа окоп |
|
85 |
выпь эфеб
фобия |
36 |
кол
укол каша куль куш |
|
86 |
вошь вол
вал |
37 |
коза коса кус указ |
|
87 |
овёс
воз фаза вазв вес |
38 |
кафе
кофе кайф киви оковы |
|
88 |
фифа вава |
39 |
хор харя якорь кара кора |
|
89 |
вор веер
овца эфир |
40 |
чум чан чин |
|
90 |
ром цена армия рана |
41 |
чиж очаг чага |
|
91 |
рог рожь рожа цуг |
42 |
чад
чадо чудо щит учёт |
|
92 |
рот род
орда |
43 |
чек
чех щука щека чайка |
|
93 |
рука
река цех арка рок урок |
44 |
чача чаща |
|
94 |
роща речь орочь |
45 |
чуб щуп ощип |
|
95 |
роба раб цепь репа |
46 |
чаша чушь чело щель |
|
96 |
руль роль цель рояль |
47 |
час очёс щур |
|
97 |
роза
рис роса рысь цезий |
48 |
Чаевые |
|
98 |
ров арфа |
49 |
щур ящур |
|
99 |
царь цаца |
50 |
пан бум баня пума |
|
0 |
ум июнь |
Для запоминания телефонных номеров полезна также таблица 2.1.3.
Таблица 2.1.3.Дополнительные группы ключевых слов.
01 |
нож нога муж маг |
|
06 |
нуль моль мышь мыло |
02 |
нота мат мот муть |
|
07 |
нос низ муза |
03 |
мох мак наука |
|
08 |
миф нива |
04 |
ночь мечь
мощь |
|
09 |
нора море |
05 |
небо нэп амба |
|
00 |
няня мина аминь |
в. Если требуется запомнить число, то запоминают не его,
а соответствующее этому числу предложение. Это предложение составляют так:
- число разбивают на пары цифр, например:
215339=21-53-39;
- каждой паре цифр по таблицам 2.1.2 и 2.1.3 ставят в
соответствие существительные, например, к вышеназванному числу это могут быть
такие:
дог-бука-хор;
- эти существительные связывают в предложение,
неограниченно используя для связи все другие части речи, помня, что в
последующей расшифровке их нужно просто исключать:
дог и бука пели хором.
Мы видим, что в методе Лёзера
память усиливают, используя мощь интеллекта.