2.2. Личность и инженерная психология.
Идти - но не вперёд. Бежать, но лишь по кругу:
Прогресс откусит руку
И шкуру обдерёт.
О.Тигрова |
2.2.1. Введение в
существо дела.
Инженерная психология - это наука об оптимизации
сосуществования человека и созданных человеком искусственных сооружений.
Рассмотрим простейшие примеры, показывающие возможность
оптимизации.
Задача1 Какие ступеньки лучше: в случае А, или в случае Б ? (рис.2.2.1)
Рис.2.2.1.
Два вида ступенек.
Решение. Легко видеть, что в случае Б
ступеньки дают человеку больше свободы для пространственно-временных
перемещений тела: спускаясь по ступенькам Б, он может ставить ногу в крайнюю
левую часть ступеньки, что он не может делать на ступеньках А. Следовательно,
сконструировать алгоритм пространственно-временных перемещений по ступенькам Б
легче, чем по ступенькам А, ибо при конструировании алгоритма Б подсистема R будет испытывать меньше
ограничений. Следовательно, двигаясь по ступенькам Б,
человек будет тратить меньше энергии и медленнее стареть.
Решение этой задачи интуитивно понимали ещё строители
древности и строили ступеньки вида Б. В настоящее время эту “тонкость”
строители в большинстве случаев просто не замечают.
Итак, сосуществование человека со ступеньками Б является более оптимальным, чем со ступеньками А.
Задача 2. Комнаты в помещении выходят в длинный коридор.
Как правильно сделать двери в эти комнаты: чтобы они открывались в коридор, или
же в сами комнаты ?
Решение. Человек, быстро двигающийся по коридору, может
удариться об неожиданно открывшуюся в этот коридор дверь, что причинит вред его
здоровью. Следовательно, дверь должна открываться внутрь комнаты.
Мы, следовательно, и этом случае
видим возможность оптимизации сосуществования человека и сооружения. Но не
всегда так просто увидеть эту возможность. Часто для этого видения требуются
хорошие знания психологии.
2.2.2. Более сложные примеры
инженерно-психологических задач.
Задача 3. В какой цвет должны быть окрашены стены цеха
горячей обработки металла?
Решение. Здесь нужно знать психофизиологию воздействия
разных цветов на человека. Известно, что
цвета по степени возбуждающего воздействия на людей располагаются в основном в
том же порядке, в каком они расположены в естественном спектре. Красный цвет
максимально возбуждает, фиолетовый - максимально успокаивает, а зелёный
является цветом психофизиологического равновесия.
Так как при горячей обработке металлы имеют жёлтый -
возбуждающий - цвет, то стены должны
быть окрашены в цвет с противоположным действием - голубой.
Задача 4. Бывают такие виды работ, когда человеку
приходится часто переходить из тёмного помещения в светлое
и наоборот. Известно, однако, что глаз медленно приспосабливается как к
темноте, так и к свету. Как решить проблему быстрого приспособления глаза?
Решение. Данная задача решается просто и чрезвычайно
изящно.
Известно, что глаз, воспринимающий красный свет, не
совершает процесса перестройки работы
при переходе из света в темноту и наоборот. Поэтому человеку, часто
переходящему из светлого помещения в тёмное и
наоборот, достаточно надеть очки с красными стёклами.
2.2.3. Ещё более сложные задачи.
Задача 5. Можно ли утверждать, что аварии на транспорте
делаются из-за объективно существующих недостатков в функционировании психики
водителя транспортного средства, или же они происходят по случайным причинам?
Решение. С этой задачи в начале нашего века начиналась
инженерная психология. Данную проблему всесторонне исследовал и решил профессор
Гарвардского университета Гуго Мюнстенберг.
Он показал, что аварии на транспорте делают чаще всего водители с дефектами
механизма внимания. Поэтому в настоящее время на работу водителем принимают
лишь тех, у которых механизм внимания функционирует с достаточной степенью
эффективности.
Эта задача показывает, что гармоническое бытие человека и создаваемых им
сооружений с необходимость заставляет нас усовершенствовать методы профотбора.
Задача 6. В мае
1911 года в английском городе Белфасте был спущен на воду корабль “Титаник”,
которого в тогдашних газетах величали чудом 20-го столетия, королём океанов. Он
имел в длину 269 м, в ширину 28.8 м. Водоизмещение корабля равнялось 66 тыс.
тонн. Двигался корабль тремя винтами от паровых двигателей общей мощностью 55
тыс. лошадиных сил. Корабль имел 14
палуб, соединявшихся многочисленными винтами, мюзик-холлы, летние и зимние
сады, гимнастические залы, плавательные бассейны, турецкие бани. Корабль мог
развивать скорость до 43 км в час. Команда корабля состояла из 900 человек.
11 апреля 1912 года Титаник отправился в первый
трансатлантический рейс до Нью-Йорка.
И вот, на корабль начали поступать телеграммы о
возможности столкновения с айсбергом.
Нужно было принимать решение, плыть ли прямо, или сделать круг на юг.
Один из директоров компании, строившей корабль, который также плыл на корабле,
настоял, чтобы корабль продолжал плыть прямо и не сбавлял скорости, ибо очень
хотел, чтобы корабль установил рекорд.
На пятый день путешествия в 23 часа 41 мин. произошло
столкновение с айсбергом. Корабль пошёл ко дну. Спаслось 705 человек, 1513
человек погибло.
Спрашивается, кто же виноват в гибели корабля ?
Решение. Если бы корабль сделал круг на юг, то
столкновения с айсбергом не произошло бы. Но капитан не смог противостоять
директору компании, осознавая, что если он не поплывёт прямо, то дирекция
компании после рейса уволит его с работы. Следовательно, в гибели корабля
виноват капитан.
Каким же должен быть настоящий капитан? Он должен быть
сильной личностью. В этой задаче мы вновь сталкиваемся с задачей профотбора.
Как правильно подбирать капитанов - этот вопрос до сих пор не решён
психологией. Ещё более трудно решать, как правильно подбирать главу
государства.
2.2.4. Рассмотрим, наконец, наиболее трудные для решения
задачи.
Задача 7. В шестидесятых годах 20 века в городе
Новосибирске создано множество унылых пятиэтажных домов - так называемых “хрущёб”. Они построены
из белого с сероватым оттенком кирпича, который стал за 30 лет чёрно-серым.
Штукатурить и белить такие дома не положено. Но иногда находятся доброхоты,
которые какой-либо дом в хрущёбах штукатурят и белят.
И происходит удивительнейшее, трудно передаваемое словами преображение:
посмотришь на чёрно-серый дом и как бы видишь бездну ада, взглянёшь на
побеленный - и пронизывает тебя райским блаженством.
Спрашивается, как объяснить этот удивительный эффект?
Решение. Это можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, на восприятие объекта сильно влияет цвет.
Известен восьмицветный тест Люшера.
При выполнении этого теста человека просят выбрать наиболее понравившийся ему
цвет из восьми: серый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, коричневый, синий,
фиолетовый. После этого просят выбрать наиболее понравившийся цвет из оставшихся, и т.д. - пока ни останется всего один цвет.
Установлено, что если в качестве первых двух цветов человек выбирает серый и
чёрный, то он обычно не желает жить и размышляет о
самоубийстве.
Приведём в
качестве примера известный лондонский мост Блэкфрай,
который был окрашен в чёрный цвет и славился как место самоубийств. После того,
как его перекрасили в зелёный цвет, количество самоубийств на нём сократилось
на одну треть.
После того как один шотландский завод по производству
сухих батареек был перекрашен, производительность его увеличилась на 20 %.
Окраска цвета сажи угнетала. В окраске завода были
использованы следующие цвета: пастельно-зелёный для нижней части стен, жёлтый - для верхней,
и очень светло-жёлтый - для потолков и балок. Такой ансамбль цветов создавал
впечатление простора и света. Для борьбы с клаустрофобией каждый станок был
окрашен в особый цвет и, к тому же, станки расположили таким образом, чтобы
любая работница могла видеть цех. Удивительная вещь - цвета гармонировали.
Количество случаев головной боли уменьшилось, производительность увеличилась,
мелкие ссоры между работницами стали редкими, и рабочие стали сами поддерживать
порядок в цехах.
Итак, серо-чёрные здания могут своим видом навевать мысль
о самоубийстве.
Во-вторых, на восприятие сильно влияет материал, из
которого сооружено здание. Наиболее благоприятно влияет мрамор, наименее
благоприятно - бетонная масса, которой заполняют промежутки между кирпичами. Давайте
прочувствуем, что это действительно так.
Кусочек мрамора состоит из больших кристаллов. Кристалл -
это идеал упорядоченности элементов, из которых он состоит. Бетон же - это
идеал хаотического бытия составляющих его элементов. Жизнь тяготеет к упорядоченности,
а смерть - к хаосу.
Следовательно, кусочки выглядывающего из промежутков
между кирпичами бетона разрушают, умерщвляют тонкую психическую ткань человека,
который смотрит на этот дом.
Мы, таким образом, приходим к выводу, что если бытие хрущёб нужно признать необходимым, то они должны быть,
во-первых, оштукатурены, а во-вторых, их следует регулярно белить.
В-третьих, на восприятие сильно влияет форма объекта.
Попробуйте сопоставить между собою Зимний дворец в Санкт-Петербурге и хрущёбу, представляющую просто прямоугольный параллелепипед.
Множество вычурных архитектурных деталей Зимнего дворца заставляет играть свет.
Весь дворец в целом - это дивная световая симфония. Никакой музыки из света хрущёба не делает. Трудно даже представить себе степень
варварства и дикости того общества, которое бездумно размножало хрущёбы. А ведь Хрущёв не посоветовал, а приказал
архитекторам полностью избавиться от архитектурных излишеств.
Задача 8. На площади Ленина в Новосибирске стоит
огромный памятник В.И.Ленину. Памятник
имеет чёрный цвет. Сделан он очень аляповато. Из
рассмотрения задачи 7 уже ясно видно, что памятник сей неблагоприятно воздействует на новосибирский
народ. Спрашивается, тем не менее, что воздействует более неблагоприятно, хрущёба, или же памятник ?
Решение. Мы знаем, что малое действие на вершине иерархии
приводит к большим последствиям на её нижнем уровне. Хрущёба
является элементом нижнего уровня системы культурных ценностей, в то время как
памятник Ленину - элементом высшего уровня. Следовательно, его воздействие на много порядков более отрицательно.
Задача 9. Может ли на человека влиять отрицательно
название улицы города ?
Решение.
В Новосибирске вы увидите улицы с такими названиями:
Ленина, Дзержинского, Урицкого, Серебренниковского,
Дуси Ковальчук. Фамилии каких людей присвоены данным улицам? Если вы не знаете, то вам
разъяснят, что эти люди были выдающимися деятелями, героями Великой Октябрьской
Социалистической Революции.
Но разве Колчак, Врангель, Краснов не были героями этой
же самой революции?
Во времена засилья коммунистической идеологии Колчака и
иже с ним героями назвать было нельзя, ибо они из стана врагов. Но сейчас,
когда официально говорят, что коммунисты были врагами, а Колчак, Врангель и
т.д. пытались спасти Россию от коммунистических бандитов, сейчас стоило бы
переименовать улицы Ленина, Дзержинского и пр. в улицы Колчака, Деникина и
т.д.?
Обозревая в ретроспективе панораму Революции, мы
видим, что и те, и другие были героями
Конфликта. Указывая подрастающим поколениям на то, что было, мы должны учить
их, как не нужно делать, что нельзя, прежде всего, допускать развития событий
до такого состояния, когда они становятся братоубийственными.
Лишь слегка назревающий конфликт следует решать за столом
переговоров. Но раз произошла битва, то совершались подвиги, следовательно,
были герои: Ленин, Колчак, Дзержинский, Деникин и т.д.
Давайте, всё-таки, возвратимся к рассмотрению последствий
от неправильного названия улиц.
Представим себе подростка, который слышит по радио, как
поносят бандита Ленина, призывавшего грабить награбленное. Выходит этот
подросток на улицу и видит, что именем Ленина названа улица, что на главной
площади города стоит памятник Ленину. Не кажется ли вам, что этот подросток
пожелает быть бандитом, чтобы и в честь него была названа улица, чтобы и ему
поставили памятник? Для многих подростков это будет именно так.
Задача 10.Летом вы можете пройти десятки километров по
улицам Новосибирска, заросшим бурьяном, и не увидеть ни одного цветка. Давайте
поймём, что растущие вместо бурьяна цветы сильно оптимизируют жизнь.
Когда мы смотрим на растущий и распускающийся цветок, то
мы невольно начинаем осознавать, что та же сила, которая заставляет расти и
распускаться это чудо, та же сила вдохнула жизнь во вселенную и в нас самих. И
мы при этом невольно стремимся отождествить себя с цветком, что неизбежно
приводит нас к духовному возвышению.
В больших городах происходит угасание культуры цветов. Каковы причины этого угасания ?
Одна из причин заключается в том, что большинство цветов
не выдерживает бытия в заражённой атмосфере города. Если вы посадите нежный
цветок, то он через некоторое время просто зачахнет и умрёт.
Другая причина связана с отчуждением людей от земли. Человеку,
живущему на десятом этаже, кажется просто неприличным
выйти на улицу и посадить цветок на клумбе возле дома. В то время как
деревенский человек, живущий в своей усадьбе, стремится засадить растениями
каждый клочок земли возле своего дома.
Можно поэтому смело утверждать, что деградация культуры
цветов неизбежно ведёт вначале к
духовной, а затем и физической деградации жителей больших городов.
Общая причина этой деградации - засилье технократических
форм бытия. Вот что пишет об этом известный всей планете
В.И. Хаснулин:
“Подумаем, что же делает человека таким самоуверенным
разрушителем собственной жизни? Ведь он не рождается таким. Корни этого
мировоззрения кроются в технократической истории развития человеческого
общества, особенно в европейских странах. Мы преподносим знания ребёнку так,
будто он лишь наблюдатель, живущий вне природы. Готовим его к грандиозным
стройкам, к покорению Севера, к производственным успехам. Но никто не учит
слышать природу, чувствовать её дыхание и соизмерять с нею свои помыслы и дела.
Именно этот период отсутствие знаний об экологических закономерностях, о месте
человека в биосфере, о взаимосвязях внутренних процессов организма с космосом
закладывается пренебрежительное отношение к законам природы. Следствие этого -
ядовитые выбросы в атмосферу, кислотные дожди, мёртвые озёра, рукотворные
пустыни, поворот северных рек, навсегда исчезающие виды растений и животных.
Соответственно все эти внешние воздействия, вмешиваясь в биохимические,
нейрофизиологические, эндокринные, имунные и другие
процессы, ещё более оглушают человеческий организм, рассогласовывают
его внутренние ритмы с биосферными и космическими.
Продолжать развивать эту мысль нет необходимости. Всем понятен последующий
эффект. Так где же выход ?
Прежде всего, нужно остановиться. Остановиться, пока не
поздно, пока ещё есть небольшой шанс по
возможности вернуть природе её первозданную чистоту. Перейти на безотходные,
экологически чистые технологии. Срочно пересмотреть и изменить систему знаний,
вкладываемых в мозг ребёнка. Жизнь детей среди однообразных бетонных коробок, в нефизиологических
скачущих ритмах городской жизни, в выхлопных газах машин и химических
загрязнениях воздуха, в мощных промышленных электромагнитных полях, в шуме и
грохоте ускоряет разрыв связующих с природой звеньев. Может быть, в конце
концов, в результате отбора появится кислотно-радиоустойчивое существо. Но
останется ли оно человеком и будет ли ему где жить и чем дышать? Чтобы быть
полноценным звеном биосферы, люди должны с детства воспитываться в контакте с
природой. Их нужно учить слышать, видеть, чувствовать её ритмы, красоту,
целесообразность процессов в каждой травинке и листочке, необходимость ветра и
волн в определённые периоды, и на этом строить
образ своей жизни. Нужен обратный шаг от мегаполисов к природе, от
многоэтажных железобетонных скворечников к небольшим домикам с участками живой
природы.” ([16], с.77-78).
2.2.5. Задачи для
самостоятельного решения.
Задача 1. Почему двери дома, выходящие на улицу, должны
открываться наружу ?
Задача 2. Почему
эскалатор должен иметь достаточно длинную горизонтальную часть?
Задача 3. Как
более правильно расстанавливать сидения в аудитории:
друг за другом, или в шахматном порядке?
Задача 4. Почему в
Сибири дома следует окрашивать в более тёмные цвета, чем на юге?
Задача 5. Правильно ли поступают, когда холодное
помещение окрашивают в красный цвет?
Задача 6. Надписи на вибрирующей шкале должны быть
крупнее, или мельче, чем на невибрирующей?
Задача 7. Человек в течение длительного времени сидел на
стуле высотой 50 см. Легче, или труднее будет для него сидеть затем на стуле
высотой 55 см?
Задача 8. На конвейере собираются сложные
радиотехнические изделия, в каждом из которых нужно припаять сотни проводов.
Какое количество проводов следует поручить припаять одному рабочему?
Задача 9. Почему сборка изделий на конвейере
осуществляется более эффективно?
Задача 10. Идёт строительство кирпичного дома. Как
наилучшим образом упорядочить пространство, в котором работает каменщик?
Задача 11. Как наиболее правильно делать надписи в
длинных коридорах учреждений.
Задача 12. Какую линию легче различить
:
а. тёмную
на светлом фоне;
б. светлую
на тёмном фоне.
Обе линии имеют одинаковую толщину.
Задача 13. Почему легче читать такие буквы, у которых
высота больше ширины?
Задача 14. Как установили, что идеальное соотношение
между высотой и шириной буквы равно 3:2?
Задача 15. Почему
соотношение между высотой и шириной буквы на барабане счётчика должно
быть 1:1?
Задача 16. Можно ли утверждать, что использование цветов
в светофоре полностью условно?
Задача 17. Если на панели много элементов
и каждый элемент должен сопровождаться поясняющей надписью, то как лучше:
а. сделать
все надписи над элементами,
б. сделать
все надписи под элементами,
в. сделать часть надписей под элементами, а другую часть
над ними?
Задача 18. Чем отличается состояние утомления от
состояния монотонии ?
Задача 20. Иногда делают надписи на полотне дороги, для
того чтобы их читали водители на движущихся автомобилях. Какова должна быть
форма букв?
Задача 21. В каком случае кнопки обозначены лучше: в
случае а, или в случае b? (рис.2.2.2)
Рис.2.2.2. Два способа
обозначения кнопок на клавиатуре.
Задача 22. Какие
формы стрелок на приборе предпочтительнее? (рис.2.2.3)
Рис.2.2.3. Разные формы
стрелок для приборов.
Задача 23. Что может обозначать следующая мнемосхема?
(рис 2.2.4) На ней кружочки и прямоугольнички при
включении светятся.
Рис.2.2.4.
Мнемосхема.
Задача 24. Подъезды очень большого количества домов в
Новосибирске представляют зрелище
нелицеприятное: они грязны, на их стенах нецензурные надписи, на пол и стены
нередко плюют и сморкаются. Кто в этом виноват:
а. строители,
б. подростки-хулиганы,
в. взрослые злоумышленники?
Задача 25. Август. Пригородный вокзал Новосибирска
вечером. Десятки тысяч человек выходят из прибывающих электричек и карабкаются
вверх по высоким, очень неудобным лестницам.
Карабкаются с тяжёлыми рюкзаками, колясками, сумками. Среди них тысячи
старушек, и нередко можно увидеть, как такая старушка в одной руке тащит
тяжёлую коляску с кабачками, в другой - ведро с помидорами, в рюкзаке - молодую
картошку.
Докажите, что люди, которые ответственны за
совершенствование бытия пассажиров на вокзале и которые могли бы кроме лестниц
сделать и специальные подъёмники, унижают достоинство жителей Новосибирска.