2.4. Личность и нравственность.

 

 

      Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них,- звездное небо надо мной и моральный закон во мне

                                                                         ( И.Кант.)

 

 2.4.1.Постановка проблемы.

В следующей части мы обсудим, почему Канта приводило в удивление звездное небо, а  здесь  нам предстоит разобрать глубинные причины удивительности моральных законов.   Вдумайтесь  в  слова  -  "моральный  закон во мне". По-видимому, Кант полагает, что моральные законы являются как бы частью человеческого существа и, следовательно, вписаны в человека от рождения. Почему это так важно понимать?

 

   По Канту нравственные законы являются внутренним двигателем внешнего, общественного бытия человека. Царствовавший же в нашей стране марксизм полагал, как известно, прямо противоположное: общественное бытие вырабатывает нравственные законы, записываемые затем внутрь человека и управляющие всеми проявлениями его жизни.

 

   Таким образом, Кант противоположен Марксу, и основная цель данной главы - разобраться, кто же из них прав.

 

 2.4.2. Почему эта проблема важна?

А разобраться очень важно. Ведь если следовать Марксу, то всех людей можно ВОСПИТЫВАТЬ по одному рецепту, стараясь довести их до следования какому-то высшему и общественно приемлемому нравственному идеалу. Всех людей можно и ОБУЧАТЬ по одному рецепту, поднимая их по ступеням начального, восьмилетнего, среднего и высшего образования.

.

    И образование в нашем государстве долгое время было подчинено этим идеям Маркса: всех учили по одним и тем же учебникам и постепенно выполняли план всеобщего высшего равенства, начавшегося с создания системы всеобщего начального образования и закончившегося созданием всеобщего среднего образования. Не успели воплотить в жизнь лишь последнюю ступень: государство рухнуло.

 

   По Канту же воспитание - это не вписывание в человека какого-то нравственного идеала, а умелое ВЗРАЩИВАНИЕ  того, что вписано в него от рождения. Нет посему единого рецепта воспитания и обучения, но для каждого человека есть индивидуализированный рецепт. Ложна поэтому идея как всеобщего начального образования, так и всех прочих ступеней всеобщего. Для разных типов индивидуальностей должны быть разные учебники, но не один стандартный для всех.

 

   Итак, моим пером водят далее спорящие Кант с Марксом.

 

 2.4.3.Три способа понимания того, что такое взаимодействие.

 Давайте научимся по-разному понимать, что значит объекты взаимодействуют между собой.

   Рассмотрим рис 2.4.1. На нем изображены взаимодействующие объекты A и B.

           

 

   Рис.2.4.1. К иллюстрации взаимодействия объектов.

 

 

   Если объекты А и В ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ, то это означает, что вдоль стрелочки  a   движутся сигналы от А к В, а вдоль стрелочки b движутся сигналы от В к А.   Следовательно, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - это ОБМЕН СИГНАЛАМИ между объектами. Таково наше первое понимание.

 

   Движение сигналов вдоль стрелочки говорит нам о том, что объект А как бы исчерпывает себя сообщениями и находит, тем самым, бытие в объекте В, т.е. ОТОБРАЖАЕТСЯ в нем.

  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, следовательно, - это ОТОБРАЖЕНИЕ одного объекта в другом. Это наше второе понимание.

 

   Рассмотрим предложение:"Шар катится по полу". Здесь ШАР и ПОЛ- какие-то два обёекта, а слово КАТИТСЯ устанавливает ОТНОШЕНИЕ между этими двумя объектами.

 

 

  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, поэтому,- это ОТНОШЕНИЕ одного объекта к другому. И это наше третье понимание.

 

 2.4. 3. Основная гипотеза исследования.

Рассмотрим первую модель психики (рис.2.4.2).

 

На этом рисунке стрелочки  a    ,   b   ,    g  , ... изображают взаимодействие подсистем   I  , Э    , R     между собою. Стрелочка   i   показывает движение сигналов из внешнего мира   M    в интеллект  I   . Язык тем более развит, чем больше объектов и отношений между объектами названы в нем словами. В главе 1.1 мы открыли, какими словами названы в языке подсистемы  I, Э, R.  Но если русский язык развит, то КАЖДАЯ СТРЕЛОЧКА МОДЕЛИ ДОЛЖНА В НЕМ ТАКЖЕ ИМЕТЬ СВОЕ НАЗВАНИЕ. Сообразим, какое же.

 

 

 

  Рис.2.4.2. Первая модель психики.

 

 2.4. 4.Открытие названий стрелочек.

Наиболее просто найти название стрелочки   i   . Если она вещает нам о мире так, как и на самом деле происходит, то она есть ИСТИНА

 

   Итак, ИСТИНА - это отображение мира в человеческий интеллект:         i: M à  I.

 

   На рис.2.4.2 мы видим, что в интеллект   I   ведут целых три стрелочки -  i , b, n  . Поэтому  отображение  i     разумнее назвать истиной первого рода, отображение   b   - истиной второго рода, а отображение  n  - истиной третьего рода.

 

Когда в интеллекте рождается какой-то образ, то он безжизнен.  Вдоль стрелочки   b  к нему поступает энергия, и этот образ оживает, одушевляется. Стрелочку b можно поэтому назвать добром.

 

   Итак, ДОБРО - это отображение эмоциональной сферы в интеллект:        b: Эà I.

 

   В подсистеме  R     формируются алгоритмы пространственно-временных  перемещений тела. По стрелочке n эти алгоритмы передаются в интеллект  I    как бы на утверждение.  До  утверждения человек может лишь НАДЕЯТЬСЯ, что алгоритм будет утвержден,  и НАДЕЖДА возникает именно благодаря функционированию отображения n .

 

   Итак, НАДЕЖДА - это отображение из сферы регуляции движений  в интеллект:          n: Rà  I

 

   Теперь поговорим о стрелочках a    и d , ведущих в эмоциональную сферу    Э .

 

Эмоциональная сфера является древнейшей из всех сфер. Когда ещё не было сферы  R, её роль, хотя и примитивно, выполняла сфера Э. Когда не было интеллекта I, примитивным познанием занималась сфера Э.

 

Пусть вдоль стрелочки   a  информация поступает из интеллекта I в эмоциональную сферу Э. Эта информация в сфере Э должна жить  по законам данной сферы: она не может доказываться, но должна восприниматься как истина мгновенно.

 

   Следовательно, отображение    a: I à  Э     есть ВЕРА.

 

 

   Вдоль стрелочки d информация поступает из сферы R    в сферу  Э   для оценки. Оценка может быть положительной, вселяя  в человека воодушевление, но может быть и отрицательной, и тогда под воздействием эмоций человек краснеет.

 

Следовательно, отображение   d: R à Э  является СОВЕСТЬЮ.

 

  Выясним, наконец, название стрелочек e    и  g,  ведущих в подсистему  R  .

   В подсистеме   R   вырабатываются алгоритмы действий. На очень сложные алгоритмы в R    может не хватить информации, и тогда она использует ту информацию, которая поступает вдоль стрелочки e.

 

   Следовательно, отображение   e: I à R     есть ВОЛЯ.

 

   Сходство отображений e и g состоит в том, что оба они побуждают нас на совершению пространственно-временных перемещений. Но характер побуждений разный: e - это преимущественно информационный поток, в то время как g - поток энергетический. Поток g - это то самое либидо, о котором писал З.Фрейд и которое он считал основным и почти все объясняющим фактором активности личности.

 

   Следовательно, отображение    g: Э à R     есть ЛЮБОВЬ.

 

 2.4.5.Выводы.

Итак, мы установили, что отношения между  элементами основной психологической троицы - это ДОБРО, СОВЕСТЬ, ВОЛЯ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Они же являются основными категориями человеческой нравственности.

 

 

 Но так как интеллект, эмоциональная сфера и сфера регуляции пространственно-временных перемещений взаимодействуют между собою еще до рождения, то становится очевидной врождённость человеческой нравственности.

 

2.4.6.Основная формула человеческой нравственности.

 

Здесь уместно отметить тот факт, что религия издревле весьма искусна во взращивании нравственности в человеке. Давайте попробуем разобраться в механизме ее великого искусства.

                                             Рис.2.4.3.

                            Конструкция интеллекта человека.

                         (m - мысли,  W - образы, w - ощущения)

 

Вспомним, что интеллект является трехуровневым образованием (рис.3). В нем информация, попадающая  из  внешней среды, претерпевает три этапа преобразований и существует вначале на стадии ощущений w , затем проходит стадию образа W и, наконец, трансформируется в мысль. Наука гласит, что так устроен интеллект именно человека. На более ранних ступенях развития у животных существовал лишь уровень ощущений, у более развитых животных существует и уровень образов,  и лишь у человека возник третий этаж - уровень мыслей.

 

   Понятия, находящиеся на третьем этаже интеллекта, имеют разную степень обобщения и потому иерархизированы: чем выше степень обобщения, тем выше ступень, занимаемая понятием. Наиболее обобщенные понятия, как известно, называются категориями. На предпоследней ступени рассматриваемой иерархии находятся такие общенаучные категории, как пространство, время, энергия, информация, материя. А еще выше - самая высочайшая категория - БОГ (рис.2.4.4).

 

 

А теперь рассмотрим стрелочку a, которая символизируют веру.

 

В принципе стрелочка  a  может начинаться в разных частях интеллекта, но религия своими установлениями стремится сделать так, чтобы она начиналась от понятия «Бог», т.е. от самой верхней части интеллекта. Если это делается постоянно, то верхняя часть интеллекта, специализируясь на отражении понятия «Бог», становится как бы четвёртым уровнем интеллекта. А это означает, что возникает на порядок большее совершенство.

 

 

 

              Рис.2.4.4. Иллюстрация к вере в БОГА.

 

 

   Мы, таким образом, доказали утверждение, которое в символической форме можно записать так:

 

                        Ч/N =N,

 

 где Ч - человек верующий, N - человек неверующий, О - обезьяна.

 

 Оно и выражает собою основную формулу человеческой нравственности.

 

   Для дополнительного подтверждения истинности последнего утверждения я приведу выдержки из двух великих работ:

 

   "Экономическое потрясение Западной Европы и Северной Африки, вызванное нашествием варваров и крушением Римской Империи, было основной причиной того упадка культуры, которая характеризует "века мрака" (примерно до 1000 -го года)сли бы не было христианской церкви, сохранившейся благодаря своему "фанатизму", если бы в этой церкви и ее монастырях не тлели ростки, излучавшиеся лучшими представителями культуры - монахами, то и возрождение наук, которому чрезвычайно помогли и сохраненные арабами и греками элементы эллинской культуры, не было бы возможно." (А.А.Любищев .Наука и религия.- Ульяновск,1968.- с. 13 )

 

 "На паперти - бочки с соляркой,  к  ним  разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берет мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта просто на замке, безмолвная. Еще в одной и еще в одной - клубы. "Добьемся высоких удоев!", "Поэма о море." , "Великий подвиг".   И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном старом напеве, поднимал людей от того, чтобы опуститься на четыре ноги.   В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни.

 

   Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь..." ( А.И.Солженицын. Избранная проза.- М.: Совоссия, 1990.-с.148)

 

   Здесь читатели с атеистической ориентацией могут усмотреть  слишком сильное возвеличивание религии, и прежде всего для них хотелось бы заметить, что вопросы религии имеют космически важное значение. Рассмотрим, к примеру, причину разрушения сельского хозяйства России. Сейчас много говорят о материальной составляющей этой причины, связанной с ликвидацией частной собственности. Духовная же составляющая остается затененной.

 

   Одна из бед деревни - это массовое бегство молодежи в города. Само бегство связано с осознанием смысла жизни: бытие, сопричастное с буйным пиром технического прогресса, кричащее в городе, кажется молодежи прекрасным, возвышающим их существо. Ибо каждому человеку свойственно стремиться к высшему. Когда же в деревне есть церковь с крепкой христианской общиной, способной охватить религиозным воспитанием всю молодежь, то у всех оказывается удовлетворенным стремление к высшему и совершенному без бегства к дымной призрачности города, ибо нет ничего выше и совершеннее Бога.

 

Проведённые рассуждения о нравственности можно понимать как алгебру человеческого бытия.  Эта алгебра минимальна. Стоит выбросить какой-то её элемент – и разрушится всё бытие.

 

В Советском Союзе людям прививалась идеология эквивалентности психики и разума, т.е. разрушалась алгебра бытия. Это и привело к разрушению коммунистической реальности.

 

 

Hosted by uCoz