|
Он не читал Блаватскую -
Сморозил глупость адскую,
Не знал доктрину
тайную -
Попал в дыру
ментальную.
Кому пути
неведомы,
Так и живут
медведями,
И кара им от
вечности -
Сосать свои
конечности.
( Ю. Голиков )
4.1.1.Постановка
проблемы.
Чтобы
глубже постигнуть тайны личности, нужно более детально разобраться в том, какие
функции выполняет высший - личностный -
уровень психики. Основная функция этого уровня, как установил ещё И.Кант, -
заниматься сомоосознанием.
Самоосознавая себя, человек задаёт вопросы:
-
Каково моё место в мире ?
- В чём
смысл моей жизни ?
- В чём
смысл жизни вообще ?
-
Правильно ли я живу ?
Осознавая
своё место в мире, человек то мучится неизбежным страхом:
“В
каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; на его поверхности копошатся,
кружась и летя вместе с ним, миллиарды и биллионы живых козявок, порождённых из
него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми; бессмысленно кружась в
мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по
законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми
силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чём-то хлопочут,
устраивают между собой какие-то порядки жизни.
И
эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни, хотят
достигнуть счастия, разума и правды. Какая чудовищная
слепота. какой жалкий самообман.” [12 ],
то
стремится испытать чувство умиротворения :
“В
человеческой душе живут два основных, глубочайших чувства, образующих как бы
два корня, которыми она соприкасается с абсолютным.
Одно есть чувство ужаса и трепета перед глубиной и безмерностью бытия, перед
бездонной бездной, со всех сторон нас окружающей и готовой ежемгновенно
нас поглотить; другое есть жажда совершенства, счастия,
умиротворения, последнего светлого и согревающего
приюта для души. Душа наша раздирается противопожностью
этих двух чувств, она мечется, то охваченная паническим ужасом перед
безмерностью бытия, то привлечённая неизъяснимой сладостью мечты о спасении и
упокоении.” [12]
“Но нам
даровано и искупление от этого мучительного противоборства глубочайших сил
нашего духа, от этого болезненно-противоестественного их смешения. Мы обретаем его тогда, когда энергией нашего духовного устремления
в последние глубины бытия и вместе как незаслуженный дар свыше мы вдруг
открываем, что эти два чувства только по
слабости и слепоте своей расходятся и противоборствуют между собою, а в
последней своей основе суть одно и то же чувство, усмотрение одного и того же
абсолютного начала. Это высшее, центральное и объединяющее чувство,
вносящее мир и успокоение в нашу душу, есть благоговение. Благоговение есть непосредственное единство страха и
любовной радости.” [12]
Ниже мы
поговорим детальнее об ответах на вопросы, возникающие в процессе самоосознания, а также о возникающих при этом психологических эффектах.
4.1.2. Общечеловеческие проблемы, разрушающие
чувство благоговения.
Когда
человек испытывает полную внутреннюю гармонию , а
также гармонию с внешним миром, то он мало задумывается над смыслом жизни.
Человечество
же в настоящее время развивается так, что резко нарушает гармонию своего бытия,
поэтому смысл жизни для людей стал существенно более животрепещущей проблемой.
Знаменитый
этолог Конрад Лоренц насчитывает 8 причин разрушения гармонии человеческого бытия.
4.1.2.1. Это, во-первых, перенаселение. У
животных существуют механизмы регулирования их численности: болезни, хищники и
пр. Человек же с помощью своего ума разрушил эти механизмы. Возникло явление
перенаселения Земли.
Скученность
людей порождает бесчеловечные отношения между ними: агрессивность, недружелюбие
и пр.
4.1.2.2. Это, во-вторых, опустошение жизненного
пространства.
В
природе существуют многочисленные сообщества растений, животных и грибов.
Взаимоотношение организмов внутри биоценозов складывается в течение промежутков
времени, сравнимых с геологическими периодами.
Человек
слишком активно вмешивается в жизнь природы, из-за чего биоценозы разрушаются,
а жизненное пространство опустошается. Человеческие сообщества вгрызаются в
окружающую природу подобно раковой опухоли. Люди строят огромные заводы,
электростанции, безжалостно разрушая красоту природных ландшафтов. Жители
больших городов уже плохо знают, какою бывает незагрязнённая атмосфера. чистая вода, как выглядит
звёздное небо.
Опустошение
жизненного пространства приводит к
этическому и эстетическому очерствению человека, к умерщвлению чувства
благоговения перед чем бы то ни было.
4.1.2.3. Бег наперегонки с самим собой.
Люди
стремятся всё быстрее ездить, всё больше зарабатывать денег, производить всё
больше товаров. Они всё больше испытывают страх из-за того, что разорятся и обеднеют, примут неверное
решение, не справятся с ситуацией.
Это
мешает им осознавать мир в целом, увеличивает их нервное и психическое
напряжение.
4.1.2.4. Смерть чувств.
Живые
существа стремятся получать удовольствия и избегать неудовольствия. Этот
принцип развивает и совершенствует природу. Чтобы волк получил много
удовольствия от еды, он должен получить и много неудовольствия, пробираясь
через колючие кустарники, переплывая через холодные реки и т.д.
Люди
научились с помощью науки и промышленности избегать неудовольствия и немедленно
получать требуемое удовольствие. Вот некоторые из возникших от этого проблем:
а.
Переедание.
б.Исчезновение ритуалов любви.
в.
Увеличение случаев самоубийства из-за скуки.
4.1.2.5. Генетическое вырождение.
В
стародавние времена общество было менее демократическим и стремилось сурово
наказывать асоциальных элементов. Свойства асоциальности
передаются генетическими механизмами, а посему демократия, способствуя
распространению асоциальности, приводит к
генетическому вырождению общества.
Как
последствие торжества демократии мы видим рост враждебности к общественному
порядку, рост инфан-тильности,
безответственности, проституции.
4.1.2.6. Разрыв с традицией.
Индустриализация
общества способствует тому, что родители большую часть суток проводят на
работе. У детей поэтому не возникает истинно глубокого
образа родителей. Когда у детей наступает этап созревания, то они в качестве
образца для подражания избирают по этой причине не родителей, но своих
сверстников, с которыми проводят большую
часть своего времени.
Возникает
эффект отрицания молодёжью старшего поколения вообще. Это ведёт к разрыву с
традицией, а разрыв этот может способствовать угасанию культуры вообще.
4.1.2.7. Индоктринируемость.
Современные
средства массовой информации столь мощны, что позволяют без больших усилий
вселять (индоктринировать) ложные идеи, сильно
искажающие затем развитие общества и даже способные вообще его разрушить.
4.1.2.8. Атомное оружие.
Его
существование создаёт настроение “конца света”.
Это
увеличивает безответственность, разрушает чувство долга и вместе с ним высший
личностный уровень.
4.1.3. Философия о смысле жизни.
В
начале 20 века русская философская школа оставила глубокие исследования,
касающиеся проблем самосознания и, в частности, проблем смысла жизни. Теме
смысла жизни посвящали свои труды С.Л.Франк, Е.Н.Трубецкой, В.С.Соловьёв,
Н.Я.Грот, Н.А.Бердяев и др.
Так,
С.Л.Франк пишет, что русский человек страдает от бессмыслицы жизни, а русский
интеллигент думает, что жить для чего-то - это значит
жить для соучастия в каком-то великом общем деле. Это направление мыслей
привело к революции 1917 года со всеми страшными последствиями разрушения
русской культуры.
Наряду
с этим направлением существует, по Франку, другое,
наиболее ярко выразившееся в толстовстве. В соответствии с ним каждый человек
должен жить не слепыми страстями, а “разумно”, в согласии с нравственным
идеалом.
Франк
исследует возможность достижения смысла жизни и находит, что первым условием
такой возможности является СВОБОДА, ибо только будучи свободными, мы можем
действовать “осмысленно”, стремиться к разумной цели. искать полноты удовлетворённости, а необходимость действует
слепо, как камень, притягиваемый землёю при своём падении. “Мы телесны и потому
подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы
падаем, как камень, и если случайно это произойдёт на рельсах поезда или перед
налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают
нашу жизнь. а с ней - все
наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная
бацилла туберкулёза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить
величайшую мысль и возвышеннейшее устремление”[12 ]
Для
достижения свободы мы должны, по Франку, устремляться в неотягощённую материей
реальность, где нас ожидает Бог. “Вся человеческая жизнь, просветлённая своей
связью с Богом и утверждённая через неё, оправданна; вся она может совершаться
“во славу Божию”, светло и осмысленно. Единственным
условием для этого является требование, чтобы человек не служил миру, “не любил
мира и того, что в мире” как последних самодовлеющих благ, а чтобы он
рассматривал свою мирскую жизнь и весь мир как средство и орудие Божьего дела,
чтобы он употреблял их на служение абсолютному добру и подлинной жизни”.
Но мы
не можем слишком далеко вдаваться в философию, ибо наша задача - решать
проблему смысла жизни психологическим путём.
4.1.4.Исследования В.Франкла.
Австрийский
психолог В. Франкл, во время Второй мировой войны
долгое время пробывший в концлагере Бухенвальда, - один из первых психологов,
углубившихся в решение проблемы смысла жизни. Отсутствие у человека смысла
жизни он называет экзистенциальным вакуумом. Вот как он объясняет причины
углубления экзистенциального вакуума в современном мире:
“Когда
меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный
вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты
не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня
традиции не диктуют человеку. что
ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек,
похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он
хочет либо того же, чего и другие(конформизм), либо делает то, что другие хотят от него
(тоталитаризм)”.[ 13]
Франкл пишет, что если у человека нет
смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается
добиться ощущения счастья в обход ощущению смысла с помощью
а. водки.
б. наркотиков,
в.
риска,
г.
правонарушений,
д.
войн,
е.
гипертрофированных сексуальных реакций,
ё.
стремления к деньгам.
Франкл утверждает, что смысл следует
не создавать, но находить. В поисках смысла человека направляет его совесть.
Совесть является органом смысла. Совесть можно определить
как способность обнаружить тот единственный смысл, который кроется в любой
ситуации.
4.1.5. Исследования В.Г.Немировского.
В.Г.Немировский с помощью социологических
исследований установил, что люди
удовлетворяют свою потребность в смысле жизни следующими семью способами:
а.Созидательно-альтруистическим ( жить
для того, чтобы делать более счастливой жизнь других людей).
б.Социально-творческим (для более счастливой жизни следует
преобразовать мир).
в. Социально-демографическим (рожать и воспитывать детей).
г.
Игровой (жизнь - это переливы чудной игры).
д. Престижный (жить лучше, чем окружающие).
е. Гедонистический (жизнь - это получение максимума
удовольствий).
ё. Теологический (жизнь - это проявление любви к Богу).
Итак,
смыслов жизни всего семь. Вспомним вновь третью модель психики, где речь идёт о семи подсистемах: это
физическое тело Т, интеллект I, эмоциональная сфера Э, сфера регуляции движений R,
сознание С, характер Х и самосознание S. Легко усмотреть, что соответствие между
подсистемами психики и смыслами жизни можно выразить с помощью следующей
таблицы 4.1.
Таблица 4.1. Соответствие между подсистемами психики и
эмпирически
выявленными смыслами жизни.
Подсистема |
Соответствующий
смысл |
Т |
Гедонистический |
I |
Социально-творческий |
Э |
Игровой |
R |
Престижный |
C |
Созидательно-альтруистический |
Х |
Социально-демографический |
S |
Теологический |
Рассмотрение
таблицы 4.1 наводит на мысль, что у человека именно такой смысл жизни по той
причине, что у него наиболее развита соответствующая этому смыслу подсистема
психики.
На этом
основании можно утверждать, что отдельные смыслы жизни, выявленные Немировским, суть части единого, полного смысла. Рассмотрением
этого вопроса мы займёмся в следующей главе.