4.2. Оптимальный кодекс бытия.
А над всей
землею горит звезда, Ясная, как твой
смех. Мы с тобою
вместе дойдём туда, Где горит
звезда для всех, для всех. (Б. Гребенщиков. «Колыбельная») |
4.2.1.Каббалистическая
модель человека.
Рассмотрим вновь каббалистическую модель человека
(рис.4.2.1).
Рис.4.2.1.Каббаллистическая модель человека:
1 - Физическое тело.
2. -
Эфирное тело.
3 -
Астральное тело.
4 -
Ментальное тело.
5 -
Каузальное тело.
6 - Буддхиальное тело.
7 - Атманическое тело.
В соответствии с каббалистической моделью человек состоит
из семи вложенных друг в друга тел.
Первое тело состоит из очень плотной материи - вещества.
Второе представляет
матрицу, по которой строится физическое тело. Энергия эфирного тела
воспринимается как физическая сила.
Энергия третьего - астрального - тела - это энергия
страстей.
Активность ментального тела воспринимается человеком как
процесс мышления, не обязательно логичного, или даже связного.
Событие, поступок, стоимость - это основные понятия,
связанные с каузальным телом.
В буддхиальном теле хранятся
ценности человека. Ценность - это то, что нельзя купить за деньги. Примеры
ценностей: дружба, преданность, положение в обществе, квалификация, связи с сильными мира сего.
В атманическом теле содержится
информация, определяющая миссию, т.е. главное предназначение человека в его
жизни, идеалы данного человека.
Если анатомо-физиологическую и монадную
модели человека мы воспринимаем как истинные, ибо всё происходящее в них
находится в пределах нашего опыта, то истинность кабаллистической
модели может вызывать в нас подозрение. В данной главе мы должны убедиться в её
истинности.
4.2.2. Классификация
типов личностей по Роберто Ассаджиоли.
Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли
доказал правомерность бытия следующей классификации личностей.
4.2.2.1..Активно-практический
тип.
“Этот тип очень широко распространён, особенно в наше
время. Он более однозначен, более понятен, менее
вариативен, чем, например, любящий тип.
Его главное качество - разумная активность. ...
Люди этого типа от природы одарены умелостью в обращении
со всевозможными материалами, способностью находить им различные применения.
Такие люди часто имеют прекрасные для работы руки, многие талантливы в области
конструирования и ремонта всяческих механизмов. Они легко находят своё место в
мире, который для них увлекателен, полностью реален и не оставляет желать
ничего иного.”
4.2.2.2. Любящий тип.
“На физическом плане для данного типа характерны сильные
сексуальные импульсы. Не следует, однако, считать, что это всегда так.
В одних случаях любовь бывает сосредоточена на материальных объектах - деньгах или иной
собственности; в других она больше выражается через чувства или мысли, чем
через тело. Поэтому сексуальность у многих представителей эмоционального типа
слабо выражена.”
4.2.2.3.
Художественно-творческий тип.
“Главное в художественно-творческом типе - это гармония.
Проявление гармонии мы называем красотой. Однако в мире людей нет изначальной
гармонии. Она даётся нам в результате жёсткого, зачастую длительного и
болезненного конфликта. Она - цель, достигаемая в результате интенсивной работы
над формами, над связыванием и синтезом многих прежде независимых или
противоречивых элементов. Гармония - это проявление порядка из хаоса. Причём у
людей этого типа, который в природе своей несёт гармонию, мир, целостность и
красоту, нередко мы видим прежде всего разительные
внутренние и внешние конфликты, неудовлетворённое честолюбие, метание между
полярными противоположностями. становимся свидетелями их борьбы с
сопротивлением внешнего мира и собственной личности.”
4.2.2.4.. Научный тип.
“Человек научного типа интересуется конкретным миром
столь же серьёзно и живо, как и человек, принадлежащий к активно-практическому
типу, но мотивация у него совершенно другая. Если первый стремится к
эффективному использованию вещей, то второй просто изучает феномены как
таковые: он хотел бы познать структуру и функцию космического механизма как в целом, так и в мельчайших деталях.”
“Он страстно любит истину, превыше всего жаждет знания, а
всю свою привязанность отдаёт идеям и теориям. Поэтому чувства и ум у него
взаимодействуют противоположно тому, как это обычно бывает у людей. В то время
как у большинства мужчин и женщин мышление окрашивается, даже искажается
эмоциональными реакциями и переживаниями, у представителя научного типа чисто
интеллектуальные безличные цели поглощают все чувства, всю способность
переживаний.”
4.2.2.5. Организаторский тип.
“Интересы, внимание и цели представителя
организаторского типа направлены исключительно на интеллектуальный и физический
планы, что, по классификации Юнга, соответствует мыслительно-ощущающему типу. Интеллектуальная активность его связана с подробнейшей разработкой планов,
учитывающих все мыслимые возможности и трудности, а также с созданием моделей,
которые должны быть реализованы. Фокус его активности на физическом плане - это
организация групповой работы в соответствии с определёнными целями и
предоставление необходимого материала.”
4.2.2.6..
Идеалистический тип.
“Если человек идеалистического типа является сторонником
какой-либо теории или концепции, он считает своим долгом убеждать других
принять её. У сторонников абсолютно всех систем, культов, “измов”,
идеологий наблюдается тенденция проповедовать и воплощать свой идеал. Она
связана с совершенно определёнными психологическими особенностями. характер проявления которых
зависит от личностного уровня. Так, подобные люди зачастую жестоко, аскетически
относятся к своему телу, причём у многих мистиков и религиозных людей это
принимает форму настоящей враждебности: тело рассматривается как препятствие
для духовного роста. Соответственно его беспощадно дисциплинируют и
ограничивают в потребностях.”
4.2.2.7. Волевой тип.
“На физическом плане воля выражается в чётких и
решительных действиях, мужестве, способности властвовать над материальным миром
и другими людьми, в склонности к соперничеству, а также в тяготении к насилию и разрушению.
В своей эмоциональной жизни волевой тип предельно интровертирован.
Он не позволяет себе проявлять какие-либо чувства и даже простое волнение, опасаясь, что они внесут
беспорядок в его действия, отнимут часть его целенаправленной энергии.
Многим людям волевого типа недостаточно контролировать
выражение своих эмоций: они хотели бы вообще их не иметь. С чувствами других
они считаются также мало как со своими собственными.
Это свойство натуры открывает путь проявлениям героизма и величайшей сомоотверженности, но оно же выражает бесчувственность и
жестокость у тех, кто недостаточно интегрирован. Оно ограничивает психическую
восприимчивость - как с позитивными. так и с негативными последствиями. Если чувства
представителя волевого типа сильно задеты, он становится агрессивным,
нетерпимым, раздражительным.”
Классификация типов личностей по Ассаджиоли
подтверждает, конечно же, истинность каббаллистической
модели человека, но не слишком доказательно, ибо совсем не видна полнота данной
классификации. Поэтому мы докажем сейчас более строго истинность этой модели.
4.2.3. Системное
изображение кабаллистической модели.
Чтобы изобразить каббаллистическую
модель системно, нужно, во-первых, отобразить с помощью стрелочек факт
взаимодействия тел между собой. Для этого мы тела разъединим и изобразим так как на рис 4.2.2.
Рис.4.2.2. Системная форма каббалистической модели
человека (без наименования стрелочек).
Из рисунка мы видим, что между телами существует 12
стрелочек - 12 каналов взаимодействия между телами. Это мгновенно наводит на
мысль, что каждый из каналов управляется
определённым знаком Зодиака.
Докажем, что знаки
Зодиака управляют каналами взаимодействия между телами так, как показывает рис.
4.2.3.
Рис.4.2.3.Знаки Зодиака
как управители каналов взаимодействия между телами каббалистической модели.
Перед доказательством заметим, что вторая модель
психики отображается на каббалистическую
так, как показано на том же рис.4.2.3: сфера R соответствует эфирному телу,
сфера Э - астральному и т.д.
а. Если начало канала Овна находится в Атманическом теле, то рождённый под знаком Овна постоянно
будет находиться под влиянием информации, выражающей ту миссию, которую он
должен выполнить, чтобы в мире восторжествовал определённый набор ценностей. И
этот человек и действительно будет стремиться исполнить
во что бы то ни стало эту миссию, даже если для этого придётся пробивать лбом
крепчайшие стены. Но именно такими Овны и являются.
б.Если начало канала Тельца
находится в Буддхиальном теле, то родившийся под
знаком Тельца будет стремиться вмешиваться в пространственно-временные
отношения в мире так, чтобы были соблюдены определённые ценности, идеалы.
Фиксация на определённой системе ценностей иногда мешает Тельцу правильно оценивать
ход событий в мире, что воспринимается окружающими как ни с чем не сравнимое
упрямство.
в.Если начало канала Близнецов
находится в Каузальном теле, то рождённый под этим знаком будет стремиться
описать пространственно-временные отношения в мире с помощью своего ума
(ментального тела).
г. Если начало канала Рака находится в Ментальном теле,
то человек, рождённый под знаком Рака склонен к ярким
эмоциональным переживаниям своих мыслей.
Когда человек живёт в реальном мире, то вначале поток
событий отображается его ментальным телом (интеллектом). Следовательно, если
этот человек - Рак, то он будет эмоционально реагировать на события в мире.
д.Если начало канала Льва и
действительно находится в Астральном теле, то
человек, рождённый под знаком Льва, склонен испытывать сильные колебания
своего энергетического состояния при смене потока положительных эмоций на поток
отрицательных (“театрализованное поведение”).
е. Если начало канала Девы и действительно находится в
эфирном теле, то рождённый под знаком Девы будет обладать
способностью превращать энергию эфирного тела в тончайшие двигательные
алгоритмы. Точность, скрупулёзность, с которой Дева выполняет работу, поражает
всех.
ё. Пусть канал Весов и на самом деле начинается в
физическом теле. Весы, следовательно, как бы превращают материю (физическое
тело) в энергию (эфирное тело).
При сильном канале Весов физическое тело будет как бы
плавать в эфирном теле, демонстрируя нам образец гармонического бытия.
Известно, что родившиеся под знаком Весов, и на самом деле являются наиболее
полным олицетворением гармонии.
ж. Пусть канал Скорпиона
имеет начало в эфирном теле, а конец - в астральном. Это означает, что Скорпион
превращает энергию в эмоции. Тот факт, что скорпионам присущи наиболее сильные
эмоциональные вспышки, подтверждает истинность именно такого начала и конца
скорпионьего канала.
з. Пусть канал Стрельца и
действительно начинается в астральном теле и заканчивается в ментальном. Так
как астральное тело можно отождествить с эмоциональной сферой, а ментальное - с
интеллектом, то с учётом главы 2.4 Стрелец - это канал веры. Тот факт, что
Стрельцы являют собою образец религиозности, подтверждает истинность такого
начала и конца стрельцовского канала.
и. Рис 4.2.3 непосредственно говорит о том, что Козерогам
свойственно весь свой ум (ментальное тело) расходовать на создание организации
и порядка (каузальное тело), чем и на самом деле заняты истинные Козероги.
к. Рис. 4.3.2 непосредственно сообщает нам о том, что
Водолеи, анализируя пространственно-временные отношения в мире, вещают нам о
главных ценностях бытия.
л. Наконец, рис.4.3.2 говорит. что Рыбы, разжигаемые ценностями, погружаются в Атман. А это
и есть научное определение мечты.
4.2.4.Кодекс
оптимального бытия.
Теперь, когда мы доказали истинность каббалистической
модели человека, мы можем с ясностью видеть, что оптимальное
бытие - это гигиена всех семи тел.
Кодекс оптимального бытия может быть сформулирован
поэтому следующим образом.
Я, (имярек), осознаю своё бытие в этом мире как выполнение следующих семи
предписаний:
·
Благоговеть перед миром.
·
Стремиться не
опускаться на более низкий уровень бытия.
·
Защищать себя и своё окружение от внешних и
внутренних врагов.
·
Уметь честно выслушать мнение о себе со стороны
окружающих.
·
Успешно завершить свои дела.
·
Смотреть на мир глазами высшего
Я.
·
Предстать перед богом и нести
ответ за все свои дела.
Попробуем осознать глубже сформулированные предписания.
Первое предписание связано с гигиеной физического тела.
Когда Я отождествляет себя с физическим
телом. то оно в максимальнейшей степени - как со дна глубокого колодца -
может испытывать страх перед бесконечностью мира и удивляться божественной
красотой вселенной. Благоговение же - это и есть страх плюс удивление.
Второе предписание связано с гигиеной эфирного тела. В
эфирном теле задаются алгоритмы наших действий. Действия наши могут быть
греховными, и тогда мы как раз и опускаемся на более низкий уровень бытия.
Третье предписание связано с астральным телом. Оно, как
известно, может быть отождествлено с эмоциональной сферой. Основное же
предназначение эмоциональной сферы и состоит в защите от врагов.
Четвёртое предписание связано с ментальным телом. В нём
на ментальное тело как бы спроецирована
вся этика, которую человек может сконструировать именно с помощью своего ментала - интеллекта.
Пятое предписание связано с каузальным телом, в котором
отображается поток событий, или дел.
Шестое предписание связано с буддхиальным
телом - хранителем ценностей. Оно ориентирует человека на высшие ценности.
Правильно сориентированный, он сможет не только не опуститься на более низкий
уровень бытия, но и подняться на более высокий.
В шестом пункте человек должен подняться до высшего - до
осознания своей миссии и правильности её исполнения. Миссия же диктуется
человеку непосредственно Богом. Поэтому наибольшая глубина осознания миссии и
наступает тогда, когда человек предстаёт перед Божеством как верховным
существом, перед которым он должен держать отчёт.
4.2.5. Самосознание и проблемы психокоррекции.
Воздействие на самосознание – самый мощный способ влияния на человека,
поэтому оно может быть превращено в наилучший метод психокоррекции.
Смысл этого метода состоит в том, что психолог обсуждает с корректируемой
личностью различные смыслы жизни и формирует в нём сознание важности всех этих
смыслов.