3. По данным историка Ф.А.Медведева
([23] , стр. 59) понятие отображения появляется впервые в работе одного из
создателей теории множеств Р.Дедекинда в 1887 г. Русский перевод этой работы
появился в Казани в 1905 году, и в этом переводе определение отображения
звучит так: "Под отображением какой-либо системы S будем понимать закон, согласно
которому каждому определённому элементу s системы принадлежит вполне
определённая вещь, которая называется образом S и обозначается символом (S) …" ( [2],
стр. 1-2). Любопытным оказывается результат
языкового анализа сего определения. Слово "отображение" не
является, на самом деле, эквивалентом используемого Дедекиндом слова
"die Abbildung", имеющего в немецком языке большее количество
оттенков. И именно тот наиболее важный оттенок, означающий чистое действие перенесения чего-то с одного
предмета на другие, в переводе на русский язык частично теряется. В русском
языке слова "отображение" и "образ" значительно менее
различимы, чем соответствующие употребляемые Дедекиндом немецкие "die Abbildung" и "das Bild".В одном из своих значений слово
"отображение" в русском языке совпадает со словом
"образ", в другом оно означает некоторый процесс, т.е., в
механистическом понимании, взаимодействие косной, инертной материи с чистым
действием, с движением в чистом виде. Что же касается третьего значения -
действия по значению глагола "отображать", - то оно в практическом
языковом употреблении почти полностью скрадывается, в отличие от немецкого языка. Итак, для Дедекинда в понятии
отображения важен оттенок, означающий действие чистого перенесения. Но ведь и
в понимании функции - в том, которое мы выделили из рассмотрения
механистической картины мира - присутствует именно этот оттенок, ибо вместо того чтобы говорить, что функция элемент sS превращает в элемент u=(s) , мы можем, не повредив истине, сказать и так:
функция переносит точку sS в
точку u=(s) какого-то
другого множества. Зачем же тогда Дедекинд слово "функция” заменил
другим словом - "отображение"? А дело в том. что на самом деле его
обозначение говорит нам о том, что он всё же пользуется прежним понятием
функции, но желает лишить её свойства сукцессивности
- для Дедекинда "das Bild" множества S, который на самом деле получается
в результате поэлементного воздействия функцией , возникает как бы мгновенно. Этой заменой терминов Дедекинд сделал попытку превратить понятие
функции из механистического в геометрическое, ибо именно для геометрии
важно рассматривать бесконечное число своих фигур, форм пространственного
мира как образы, возникающие из небольшого, конечного числа простых сущностей
типа отрезка либо окружности. Если строго и последовательно
стоять на позициях механистического понимания, т.е. считать, что функция f элемент за элементом превращает
множество X в множество
Y, то геометрическое её понимание, т.е. факт мгновенной трансформации
множества X в множество Y выглядит даже весьма мистически. Можно,
отталкиваясь от механистического, к геометрическому пониманию, учитывая
семантику слова "отображение”, прийти
следующим образом. Пусть у нас имеется столько экземпляров
функции f , сколько элементов содержит
множество X. Тогда всеми этими экземплярами мы сможем одновременно подействовать
на все точки множества .X и, тем
самым, мгновенно превратить его в точки множества Y . Это необходимое количество экземпляров!
функции f и называется тогда отображением. Мы видим, что Дедекинд сохраняет за созданным им понятием отображения тот же смысл, который вкладывается в механистическое понимание функции - как функция, так и отображение являются чистыми операциональностями, действиями в чистом виде. Он совсем не стремится отождествить понятие отображения с самим образом, тем более у него нет декартовой развертки образа в некоторый вторичный образ - график функции. Но уже Хаусдорф, писавший.свой труд в начале 20-го века, объясняет понятие функции с помощью множества пар, т.е. с привлечением декартовой развёртки образа, но считает понятие функции неопределимым. В труде же К.Куратовского и А.Мостовского понятие функции отождествляется с её вторичным образом и считается, что понятие функции строго определено через понятие множества. |