Тищенко Н

О моей работе в потоке ТМ1

(Часть 1)

 

Жизнь в Университете – как заведённый механизм. В назначенное время в назначенном месте совершаются лекции, семинары, консультации, переэкзаменовки, работа лабораторий, буфетов, деканатов и т.д.  И кажется нет сил, чтобы   изменить и прервать этот учебно-событийный поток.

 

Мне в весеннем семестре 2006 года досталось вести практические занятия в группах ТА-501, ТА-502, ТМ-502, КМ-501. Лектором назначен доцент Комиссаров  Валентин Владиславович. Семестр начался не слишком весело. Почти половина студентов имела несданные экзамены, посему по случаю пересдач на занятия часто не являлись. Когда закончили изучать первую главу матана (Дифференцирование функций многих переменных), то из 100 студентов лишь 25 получило положительные оценки по первой контрольной. Из этих положительных оценок лишь одна пятёрка – у  Куянцева Александра, анкилона, и 4 четвёрки.

 

Но самый печальный и очень опасный для учебного процесса факт состоял вот в чём. У студентов не было конспектов по матану. Они не ходили на лекции, либо же ходили, но не записывали их. Выяснил у них, что лекции записывать очень трудно,ибо лектор читает быстро и хаотично.

 

Что делать? Как изменить ситуацию на лучшую?

В среду 15 марта иду смотреть, что делают студенты во время лекций по матану. Выяснил, что из 180 человек на лекции присутствует лишь 60. Из них около 15% лекцию вовсе не записывает. Послушал лектора. Он читал живо, вдохновенно, содержательно, но записывать его лекцию и на самом деле тяжело: слишком большая скорость чтения , а также скачки мыслей.

 

Все свои мысли и чувства выразил в служебной записке декану, которую и отдал ему на следующий же день. Эту  служебную записку я прочёл в двух группах студентов.

 

В пятницу 17 марта я вновь проверял посещаемость лекций: присутствовало 58 человек.

В понедельник 20 марта я встретил в коридоре пятого корпуса декана МТФ: он сказал мне, что разберётся в тех вопросах, которые обсуждены в моей служебной записке.

 

Итак, что делать? Как изменить ситуацию на лучшую?

По-видимому, нужно найти виновного и заставить его исправить ситуацию.

 

Но кто же виновен?

Виновен ли лектор Комиссаров? Да, без всякого сомнения. Он видит, что 2/3 студентов отсутствует и не бьёт тревоги. Что внутри него происходит? По-видимому, он думает, что на экзамен к нему придут все, и тогда-то он с ними со всеми разберётся! И  тогда-то он всем, кто ничего не понимает, поставит двойки! Но ведь не поставит же: его тогда уволят с работы за разрушение учебного процесса на факультете.  Он, по-видимому, также думает о том, что даже и хорошо, что лодыри его покинули. Оставшиеся 60 человек хорошо его слушают, а если собрать в аудитории всех, то это будет аудитория-вулкан: они будут много шуметь и мало слушать.

 

Виновен ли зав кафедрой высшей математики профессор Селезнёв? Ещё как! Он, во-первых, не контролирует своих работников, хотя это его прямые обязанности. В то время, когда я разбираюсь с шаловливыми студентами и пишу эти строки, Селезнёв читает лекции для заочников в городе Куйбышеве, что вовсе не относится к его обязанностям. Он, во-вторых, в первом семестре назначил вести практику по матану в каждую группу потока (за исключением двух групп) аспирантов, не обладающих, естественно, опытом и заложил, тем самым, глубину непонимания матана студентами данного потока.

 

Виновен ли декан Батаев? Да. Да. Да. Он, во-первых, тоже должен знать, что делают его студенты и оперативно принимать меры по исправлению вещей. Он, во-вторых, не должен создавать таких огромных потоков, которыми так трудно управлять лектору. А если создаёт, всё-таки, то должен дополнительно контролировать стать и мощь назначенного на кафедре высшей математики лектора, ибо только сильный и опытный лектор может справиться с таким потоком.

 

Виноваты ли сами студенты?

Вопрос об их виновности имеет две деликатные стороны.

Первая деликатная сторона такова. Вот студент сидит на лекции и слушает лектора. Вот он что-то не понимает. Тогда он должен сообщить о своём непонимании лектору, чтобы тот разъяснил ему подробнее и понятнее. Этого никто из студентов не делал, следовательно каждый студент виновен, ибо не боролся активно за то, чтобы ему было хорошо.

Вторая деликатная сторона более существенна. Когда студентов соединяют в один поток, то из них должен получиться коллектив – единый организм с общей душой, которую обычно называют эгрегором.  У этого потока студентов нет эгрегора. Если текущая лекция непонятна более чем половине студентов, то на следующую лекцию эгрегор не позволит придти никому, и возникший конфликт начнёт решаться на высшем уровне: либо лектора заставят читать нормально, либо лектор будет заменён. Именно студенты виновны в том, что у них нет эгрегора: они мало общаются между собой и как животные не осознают важность существования эгрегора в своей общности, не осознают, что именно эгрегор превратил бы их в силу, с которой вынуждены были бы считаться и лектор, и декан, и сам ректор.

 Когда я прочёл служебную записку по поводу поведения студентов группе КМ-501, то Дима Гуцалюк у меня спросил: "А зачем Вам всё это нужно?" В его вопросе сквозит та мысль, что дела как-то идут, и пусть себе идут дальше. Он совсем не видит опасность полного разрушения учебного процесса из-за такого отношения к учебному процессу и студентов, и преподавателей. Когда в учебном процессе дела идут благопристойно, но хочешь для большего улучшения что-то изменить, то присматриваешься к течению дел и вмешиваешься в учебный процесс так, чтобы не нарушить этику: чтобы никто не оказался обиженным и униженным. Ситуация же в данном потоке сродни пожару, и уже бессмысленно говорить о какой-то этике. Ведь каждому покажется сумасшедшим тот пожарник, который войдя в пылающий дом и встретив там человека, начнёт разговаривать с ним приблизительно так: "Простите, пожалуйста! Нельзя ли обратиться к вам с деликатным вопросом? Не кажется ли вам, что в доме трудно дышать из-за того, что дымно? Не стоит ли нам поразмыслить о том, что дом, по-видимому, стоит покинуть?".

И вот, я уже кричу, что в учебном процессе пожар, но пока не вижу и не слышу, что это видят и слышут другие.

 

  20 марта 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz