Урок 1

 

Матрицы

 

А. Знания.

 1.Что такое матрица?

 2.Как определяется произведение матриц?

 3.Какие преобразования матрицы называются элементарными?

 4.Какие матрицы называются мультипликаторами?

 5.Как взаимосвязаны элементарные преобразования и мультипликаторы?

 6.Что такое обратная матрица?

 7.Как находить обратные мультипликаторы?

 8.Как разложить матрицу на произведение мультипликаторов?

 9.Что такое определитель?

10.В чём состоят 6 классических свойств определителя?

11.Как вычислить определитель через элементы матрицы?

12.Что такое минор?

13.Что такое адъюнкт?

14.Как вычислить определитель с помощью разложения по строке?

15.Как вычислить обратную матрицу с помощью адъюнктов?

16.Что такое невырожденная система линейных уравнений?

17.Как решить невырожденную систему линейных уравнений с помощью обратной матрицы?

18.Как решить невырожденную систему линейных уравнений с помощью теоремы Крамера?

       Ответы на вопросы искать в лекциях.

 

В. Навыки.

 

Студент должен уметь бегло решать следующую задачу.

Дана матрица А  и вектор b.

1.Разложить её на произведение мультипликаторов.

2.Найти А-1 с помощью элементарных преобразований.

3.Найти А-1 с помощью адъюнктов.

4.Найти det(A) по определению.

5.Найти det(A) с помощью разложения по строке. или столбцу и используя классические

   свойства определителя.

6.Решить систему  Ax=b c помощью обратной матрицы.

7.Решить систему Ax=b по правилу Крамера.

 

 

Для приобретения беглости решить эту задачу для следующих 9 матриц 3-го порядка.

 

A

b

A

b

A

b

1    -1     2

1     0     2

2    -2     5

2

3

5

1  -1   2

2  -1   4

2  -2   5

4

7

9

3  -2   6

2  -1   4

4  -4  10

11

7

18

3   -2      6

5   -3     10

4   -4     10

11

18

18

1    2    -1

2    5    -1

2   4      8

2

6

14

3  7   -2

2  5   -1

3  6    7

8

6

16

3    7    -2

5   12   -3

1    1     8

8

14

10

1    1     1

1    2     2

2    2     3

3

5

7

2  2    2

2  3    3

3   3   4

6

8

10

 

PS.Решая задачи, одновременно и постоянно думайте над вопросом, почему вы, кушая, несёте ложку с борщом в рот, а не в ухо.

 

Пример.

A

b

 1        2      0     

 0        1      0     

-2      -4      1     

 3

 1

-5

 

 

1.Разложим матрицу А на произведение мультипликаторов.

   риведём матрицу А к матрице Е с помощью элементарных преобразований:

 

 1  2   0              1  2  0   s1-2s2  1  0  1

  0  1   0              0  1  0                0  1  0

-2 -4   1 s3+2s1  0  0  1                0  0  1

 

ереведём произведённые действия на язык мультипликаторов:

 

                                        H12(-2)  H31(2) A=E                 (*)

 

 з равенства (*) по правилу одевания-раздевания получим:

 

                                      A=H31(-2)H12(2).

 

озбуждаемые мыслью PS, сделаем проверку:

 

                     1 2 0       1  2  0

                     0 1 0       0  1  0

  A=H31(-2)   0 0 1  = -2 -4  1.

 

2.Найдём А-1 с помощью элементарных преобразований:

 

 1   2    0    1  0  0                 1  2  0   1  0  0               1  0  0   1 -2  0

 0   1    0    0  1  0                 0  1  0   0  1  0               0  1  0   0  1  0

-2 -4    1    0  0  1    s3+2s1  0  0  1   2  0  1   s1-2s2  0  0  1   2  0  1.

 

  Итак,             1  -2  0

               A-1=  0   1   0

                        2   0   1

  Замечаниееспокоемые мыслью PS, проверьте справедливость равенства A-1A=E.

 

3.НАЙДЁМ  A-1  С ПОМОЩЬЮ АДЪЮНКТОВ:

 

a11 = 1,   a12=0,  a13=2,

a21 = -2, a22=1,  a23=0,

a31 = 0,  A32= 0,  a33=1.

                                 1 -2  0

пОЭТОМУ   a-1=   0  1  0

                                 2  0  1

                                                   

 

Истинность ответа очевидна при сравнении с ответом предыдущей задачи.

 

4. Вычислим det(A) с помощью определения.

     Так как

                      A=H31(-2)H12(2),

то

                    det(A)= det(H31(-2))det(H12(2))=1.

 

5. Вычислим определитель, разлагая по третьему столбцу, ибо та уже есть два нуля:

 

                           det(A) = 1* (1*1- 0*2) = 1.

6. Решим систему уравнений с помощью обратной матрицы:

  

            x       1  -2   0      3        1

            y  =   0   1   0  *   1  =    1

            z       2   0   1     -5        1

 

Итак,  x=1, y=1, z=1.

Так как в нас зудит мысль PS , то делаем проверку, подставляя найденные значения в систему уравнений.

Убеждаемся, что решение найдено правильно.

 

7. Решим систему уравнений с помощью правила Крамера.

         1  2  0              3  2  0           1  3  0             1  2  3

   A= 0  1  0     B1=   1  1  0    B2=  0  1  0     B3=   0  1  1

    -2 -4  1            -5 -4  1         -2 -5  1            -2 -4 -5

 

detA =1, detB1 =1, detB2 = 1,  detB3 = 1.

 

x=detB1/detA=1, y=detB2/detA=1, z=detB3/detA=1.

Жужжащая в нас мысль PS заставляет нас сверить полученные результаты с результатами решения задачи 6

и убедиться, что мы не сделали ошибки.

Hosted by uCoz