Предисловие

   Эта книга появилась как результат чтения лекций  студентам Новосибирского электротехнического института (НЭТИ), который ныне называется Новосибирским государственным техническим университетом. С 1977  по 1991 годы мои лекции слушали студенты самолётостроительного факультета, а с 2002  по 2005 годы - студенты механико-технологического факультета.

   На появление этих лекций в свет оказали большое влияние три личности: старший преподаватель кафедры инженерной математики Тигрова Ольга Владимировна, заведующий кафедрой инженерной математики профессор Немировский Юрий Владимирович и декан самолётостроительного факультета Смирнов Борис Константинович.

   В то время проект моих лекций сильно отличался от стандартно читаемого курса, поэтому на чтение лекций по моему проекту нужно было получить специальное разрешение  заведующего кафедрой. Немировский разрешил, но с условием, что я буду каждую лекцию предьявлять ему в письменном виде. Я принял это условие.  Однако, писать лекции для начинающего лектора - это  нелёгкая задача. Приходилось проявлять волевые усилия, без которых лекции эти вряд ли бы были написаны.

   Когда я начал чтение этих лекций, то являлся ещё ассистентом. Тигрова Ольга Владимировна, с которой мы были друзьями, пообещала курировать мои лекции, и она действительно в течение трёх лет прослушала все двести прочитанных мною лекций, делая замечания, давая советы и вдохновляя.

   На Самолётостроительном факультете не всегда одобряли, что и как я читаю. Из-за этого у меня иногда земля начинала шататься под ногами. Спасал и выправлял положение декан Смирнов, который видел во мне важное творческое начало, полезное для развития факультета, и я получал возможность продолжать осуществлять свой проект.

   При написании данного курса я использовал несколько важных оптимизирующих принципов, о которых здесь уместно сказать несколько слов.

   Это, во-первых, принцип наглядности. Он опирается на современное понимание мышления, в силу которого мышление - это обратимый перевод информации с языка образов на язык знаков. В соответствии с таким пониманием мышления, которое чувствовал ещё Рене Декарт, лектор сильно искажает дух понимания, если очень долго излагает материал, не приводя в качестве обоснования ни одного рисунка.

   Принцип наглядности учитывает ещё  и некоторые другие тонкие моменты предъявления учебной информации: для оптимального восприятия информация должна быть символьной, но не чисто знаковой и не чисто образной.

   Кроме того, в общем представлении о наглядности можно выделить очень важное понятие инструментальной наглядности. В моём курсе линейной алгебры и аналитической геометрии данный вид наглядности является важнейшим и решающим.  В обычной. привычной наглядности важнейшую роль играет зрение. В инструментальной наглядности главная роль отводится проприоцептивным чувствам, следящим за движениями отдельных частей тела, в основном за движениями руки. Именно для воплощения идеи инструментальной наглядности вся линейная алгебра в моих лекциях выражена на языке элементарных преобразований.

   Это, во-вторых, принцип системности , требующий целостности и иерархичности излагаемого материала. Для выражения  этого принципа  вводятся задачи, интегрирующие интеллект, а также  образно-знаковые схемы.

   Это, в третьих,  принцип саморазвития, открытый ещё Яном Амосом Коменским, в соответствии с которым все основные понятия следует вводить как можно ранее, чтобы они затем дозревали в головах студентов.

   Первоначально лекции эти читались в те времена, когда существовал единый курс высшей математики. Ныне читают отдельно линейную алгебру и аналитическую геометрию.  Я искусственно разделил единый курс на два.  Это искусственное деление можно заметить по сохранившейся нумерации страниц. Кроме того, "Введение" вошло и в линейную алгебру, и в математический анализ.

   При таком искусственном делении в курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" вошло 25 лекций, в то время как при реальном чтении перед студентами  получается всего 18 лекций. При реальном чтении я читаю "Введение" сжато вместо 10 лекций всего три, а также не читаю вовсе лекции 15 и 22.  Студентам же, читающим электронный курс лекций, я рекомендую читать все 25 лекций для облегчения общего понимания.

  Когда я писал свои лекции, то понимал, что с течением времени миром всё в большей степени будет править компьютер. Это одна из причин, по которой мои лекции в большей степени, чем большинство других, гармонируют с такими математическими пакетами, как Mathematica, Maple, MathCad, MathLab.

    Сейчас идёт 2005 год. Хотя эти лекции читались и разрабатывались в 70-е и 80-е годы прошлого столетия,  я  с уверенностью вытаскиваю их из глубины времён и не опасаюсь, что они устарели, ибо в 90-е годы прошлого века культура России разрушалась, разрушалась также и математическая культура, посему ныне, когда культура начинает вновь возрождаться, мои лекции вновь могут приносить пользу, ибо они не только не устарели, но пока несколько опережают своё время.

Оглавление

  

 

Hosted by uCoz