2. Углубление в существо вещей.

Я беседовал с "виновниками" быстрого чтения - лекторами. Они утверждают, что скорость чтения лекций определяется законно утверждённой программой - нужно в отведённое время изложить все вопросы программы.

По этому поводу я могу сказать следующее. Пусть лектор А в течение t минут повторяет k раз слово "дурак" . Это слово несёт в себе некоторое понятие, которое можно передать другими словами, например, так: "человек, который плохо понимает" . Представим себе, что лектор В также должен повторить k раз в течение t минут понятие "дурак", но вторым способом - фразой. В слове "дурак" два слога, а во фразе "человек, который плохо понимает" - 12 слогов, поэтому лектор В, чтобы "выполнить программу" должен говорить в шесть раз быстрее!

Последние рассуждения доказывают ту мысль, что неопытные лекторы, чтобы выполнить программу, и на самом деле могут говорить в несколько раз быстрее, чем опытные.

А теперь давайте вдумаемся в смысл казалось бы умной и безобидной фразы - нужно в отведённое время изложить все вопросы программы. Эта фраза раскрывает, как сформулировавшие её лекторы составляют рабочие программы.

а. Они рассуждают и делают так. Пусть программа, которыую должны усвоить студенты, содержит N единиц информации. На её усвоение декан факультета дал t часов. Следовательно, если я буду излагать информацию со скоростью V=N/t, то программа будет успешно выполнена.

б. На самом же деле их рассуждения содержат ошибку и должны проводиться следующим образом. Пусть программа, которую должны усвоить студенты, содержит N единиц информации. Студент в единицу времени может усвоить v единиц информации.Следовательно, студенты овладеют предметом, если декан даст на усвоение этой информации N/v=T часов.

Итак, изложение предмета должно происходить так, чтобы скорость изложения V не превосходила скорости усвоения v.

Представим себе сосуд U, из которого льётся жидкость в бутылку u. Чтобы ни капли жидкости не могло пролиться, в горлышко бутылки вставлена воронка. Если вдруг иp cосуда U жидкость будет литься со слишком большой скоростью , то жидкость переполнит воронку и начнёт разливаться. Процесс вытекания-втекания происходит оптимально, если количество вытекающей жидкости будет равно количеству втекающей.

Описанный опыт моделирует работу лектора: U - это лектор, a u - это студент. А закон оптимальной скорости чтения лекции - это основной закон педагогики.

Как видим, лекторы, с которыми я беседовал проявляют склонность к нарушению этого закона. Я знал на кафедре лишь одного человека, который с большою ясностью осознавал этот закон и старался его не нарушать - это Вахрушев Н. В.

Давайте попробуем разобраться, почему лекторы часто нарушают этот основной закон.

Назад Коглавлению Вперёд

Hosted by uCoz