3. Из истории совершенствования математического образования. Вспомним историю совершенствования математического образования в России. В семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века математики СССР часто устраивали семинары, коллоквиумы и конференции, целью которых было углубление и расширение математического образования в вузах СССР. Углубление, которое требовали математики, состояло в том, что нужно переходить от индуктивного изложения курса к дедуктивному. Д ля этого нужно было излагать математику на уровне n-мерного пространства. Расширение математической программы требовало добавления новых ветвей математического знания, таких как функциональный анализ, линейное программирование, исследование оперций. В конце 80-х годов Правительство утвердило закон о реформе математики в вузах СССР. Процесс осуществления реформы требовал нескольких лет (я думаю, около десятка), но тут начались 90-е годы и новая революция в России. Вместе со всей страной была разрушена и система образования. В начале 90-х годов в связи с превращением НЭТИ в НГТУ математичечское образование в НГТУ подверглось большой дополнительной реформе. Курс высшей математики был расщеплён на два предмета: линейную алгебру и математический анализ. Рабочая программа была сжата: то, что изучалось полтора года , стало изучаться в течение года. Задачи письменного втупительного экзамена по математике были заменены так называемыми "тестами". Устный экзамен по математике перестал существовать. При составлении рабочих программ восторжествовал "модульный" принцип: программа должна составляться так, чтобы главы можно было переставлять в произвольном порядке. Всё это происходило при падении общей образовательной культуры: эмигрировала третья часть наиболее умных преподавателей (в основном евреев); перестал функционировать научно-методический университетский семинар; лаборатория психологии, которая создавалась для совершенствования качества образования, превратилась в кафедру психологии и отреклась от совершенствования учебного процесса. Не касаясь здесь совсем уж жутких явлений, которые возникали как агония гибели Советской Империи (например, отправка на службу в Армию студентов, заканчивающих первый курс) и вновь исчезали, я хочу отметить здесь некое подобие закона, которое плохо вписывается в рассматриваемую историю, ибо возникло ещё в 1975 году и продолжает существовать до сих пор на радость разрушителей нашего государства. Это правило, в силу которого студент во время сессии не может сдавать более пяти зачётов и более пяти экзаменов. История активных математических преобразований в основном закончилась в 1997 году избранием на пост зав кафедрой высшей математики доктора ф-м наук Селезнёва В.А. Это человек упорный, упрямый, устремлённый в узкий круг увлекающих его задач. Он окружил себя аспирантами и погрузился с ними в научную работу, рабочие же программы по математике и качество читаемых лекций его вовсе не волновало. Так, когда я в 2002 году пришёл работать на кафедру и пожелал познакомиться с рабочими программами, то сделать этого не смог вовсе. Мне объяснили, что программы хранились в компьютере на диске и были случайно стёрты. Их восстановили в авральном порядке лишь в 2007 году в связи с переаттестацией вуза. Селезнёв совершенно не обращал внимания на то, что преподаватели не пишут календарных планов. На заседаниях кафедры, которые проводились два-три раза в год, говорил лишь Селезнёв и об одном и том же: о правильном начислении заработной платы и о том, что университет должен развиваться по инновационным технологиям. Переизбрание преподавателей по конкурсу происходит без малейшего обсуждения: складывается впечатление, что животные принимают в свою стаю животных. О каком-либо совершенствовании учебного процесса вовсе не бывает речи. |