4. Критика изменений. Давайте обсудим существо произошедших изменений математического образования в НГТУ. 4.1. Начнём с модульного принципа. Я полагаю, что обучение математике должно моделировать восхождение альпиниста на высочайшую горную вершину: вот вершина уже совсем близко, а сил уже почни нет, приходится превозмогать себя. Но ведь это превозмогание есть и высший способ развития, и высшая красота жизни! Модульность же - это унылая равнина, лишающая человека переживания высших жизненных ценностей. Если обучение математики моделирует восхождение альпиниста, то в таком курсе ничего переставить нельзя! Этот принцип пришёл из информатики, где он и действительно является высочайшим достижением, важным для создания и ремонта компьютеров. В образовании же нет ничего более ужасного,ибо противоречит возвышенному. 4.2. Теперь обсудим степень полезности замены на вступительных экзаменах по математике нескольких трудных задач на множество лёгких и названных тестами. Слово "тест" можно понимать по-разному. В простейшем понимании - это просто совокупность заданий, задач. С точки зрения такого понимания несколько трудных задач - это тест, множество лёгких задач - это тоже тест. В другом, более сложном понимании тест - это совокупность заданий, отобранных на основе определённых статистических закономерностей. Т.е. с этими задачами делают то же самое, что делают психологи с заданиями психологических тестов. Вот с точки зрения этого более сложного понимания так называемые тесты на вступительных экзаменах в НГТУ тестами вовсе не являются. ибо ни кафедра высшей м атематики,ни кафедра инженерной математики, составляющие задачи для вступительных экзаменов, специальной статистической обработкой этих задач никогда не занимались, да у них для этого нет ни сил, ни возможностей. Таким образом , так называемые тесты для вступительных экзаменов по математике в НГТУ - научно необоснованы и не измеряют то, что они должны измерять: степень обученности и степень способностей к математике. Когда решают сложную задачу, то делают какую-то (довольно длинную) цепочку умозаключений: , которую было бы более правильно изображать так: , чтобы показать, что решение такой задачи моделирует восхождение альпиниста на высокую гору. Простая же задача сводится к простому умозаключению. Замечу. что в 2007 году кафедра высшей математики создала "тесты" для поступающих , при решении которых вообще не нужно делать умозаключений. Естественно, большое количество задач "теста" может охватывать многие факты образовательной программы, т.е. выполнение "теста" требует от абитуриента лучшей памяти, чем в дотестовую эпоху. Известно, что девушки имеют более хорошую память, чем юноши, поэтому тестовая эпоха создаёт вокруг технических вузов иньскую ауру технического застоя. 4.3. Теперь обсудим проблему сжатия-растяжения программы. Представим. что обучение математики организовано так. Изучают предмет в течение 15 минут, затем через три года ещё 15 минут и т.д. Каждый без труда увидит бессмысленность такого растяжения, ибо студент, живущий в суете жизни, напрочь забудет то, что изучалось ранее. Слишком сжимать - тоже плохо, потому что математические факты, вселённые внутрь души, требуют некоторого времени для дозревания. Если в душу вселяют следующие факты при недозревших предыдущих, то в этой самой душе возникает неразбериха и отвращение к обучению. В советские времена в НГТУ долгое время читали две лекции и проводили два практических занятия в неделю. Такая степень сжатости, выстраданная временем, является, по-видимому, идеальной. В восьмидесятых годах прошлого века я читал лекции для студентов-прочнистов самолётостроительного факультета. Для этих студентов было пять часов лекций и пять часов практики. Как для меня, так и для них это была сверхнагрузка: к концу семестра мы полностью выдыхались. 4.4. Обсудим, наконец, факт разделения курса высшей математики на два предмета: линейную алгебру и математический анализ. Первый отрицательный факт такого разделения состоит в том, что нарушена работа математических кафедр. В первом семестре преподаватели сильно перегружены работой, что отрицательно сказывается на их здоровье и способствует возникновению инфарктов и инсультов. Перегруженность преподавателей приводит к тому. что они для экономии сил начинают проводить занятия некачественно. Так, мне известны преподаватели, которые не проводят контрольных работ и не задают студентам типовых рвсчётов. Некоторым преподавателям студенты приносят типовые расчёты, которые сделали для них за деньги специальные фирмы, и такие типовые расчёты преподаватели засчитывают как настоящие: студенты получают за них пятёрки, абсолютно ничего не понимая в существе выпоненных не ими задач. Второй отрицательный факт такого разделения заключается в том, что когда читается единый курс высшей математики, то один преподаватель лучше и глубже показывает связь между различными фактами теории, делая по этой причине знания студентов более прочными, поэтому разделение в целом ослабляет знания по математике. Заметим, что в данной статье обсуждаются изменения, которые совершены внутри вуза и вузом могут быть изменены. К изменению системы образования можно отнести, к примеру, множество расположившихся вокруг вуза решателей задач, чья деятельность, конечно же, не противоречит законам и поэтому официально законна. Глубинно законной можно назвать всякую деятельность, которая готовит человека в рай. Деятельность решателей в большинстве случаев готовит студентов в ад, ибо провоцирует их на совершение греха, посему должна быть запрещена законом. Но это вопрос более широкий, чем те вопросы, которые решаются здесь. |