6. Меры исправления

Э п и г р а ф:

"Телефон доверия Минобрнауки России

по вопросам противодействия коррупции

в сфере деятельности Министерства

+7 (495) 629 52 44.

Просьба предоставлять полные данные

о заявителе (фамилия, имя, отчество,

место работы (учёбы), домашний адрес,

контактный телефон.

Анонимные звонки не рассматриваются.

Как же исправить положение вещей вне зависимости от заведующего кафедрой?

1. Математический анализ и линейную алгебру нужно вновь объединить в один предмет под названием "высшая математика". Д ля такого акта есть две серьёзные причины.

Во-первых, около сотни преподавателей в осеннем семестре слишком перегружены, что способствует возникновению у них гипертонии, стенокардии, инсульту, инфаркту, нервному перенапряжению. Практика преподавания в западноевропейских странах показывает, что идеальная норма для преподавателей - 8 - 10 часов звонковой нагрузки в неделю.

Вполне возможно, что университет имеет вескую причину такого разделения высшей математики на два предмета, но тогда он должен более ясно указать, зачем он готовит к более ранней смерти такое число людей.

Во-вторых. студенты также перегружены математикой. Поступающая в них информация не успевает проийти процесс дозревания.

В результате такого обучения как преподаватели, так и студенты, начиная учебный процесс во втором семестре, становятся равнодушными как к изучаемому предмету, так и друг к другу. Студенты на уровне чисто животных чувств стремятся избегать надоевшего предмета, а преподаватели по этой же причине рады, что их не так много на лекциях - меньше нагрузка на нервы и больше кислорода для дыхания.

2..Кафедру высшей математики нужно разделить на две: собственно кафедру высшей математики, призванную обучать студентов технических специальностей, и кафедру высшей математики для гуманитариев.

Преподаватель не может работать одновременно и в группе технарей, и в группе гуманитариев, ибо математика у них столь различна, что одному человеку чрезвычайно трудно перестроиться с преподавания в одной группе на преподавание в другой. Значительно легче перестроиться с преподавания математики на преподавание принципиально другого предмета, истории, например.

На кафедре долгое время господствовала идея, что для гуманитариев должны преподавать те математики. которые являются кандидатами педагогических, или психологических наук. Такие де "испорченные" математики как бы имеют большее родство с гуманитариями и легче поймут друг друга. Хотя как раз кажется верной другая идея: неиспорченность ознаычает более свободное владение предметом и в силу этого большую возможность объяснять этот предмет кому угодно, в том числе и гуманитариям.

Так или иначе, в январе 2007 года "испорченные" математики восстали против того, чтобы их обязывали работать на гуманитарном факультете, что способствовало возникновению сильного кафедрального конфликта.

Таких конфликтов не будет, если математики-технари и математики-гуманитарии будут работать на разных кафедрах. В своё время мудрый Яруткин Н. Г., будучи заведующим кафедрой инженерной математики, с самого начала сделал так, чтобы математики, преподающие в лицее, образовали автономную группу, ибо он предвилел те конфликты, которые сейчас раздирают кафедру высшей математики, хотя высшая математика и математика для лицеистов при преподавании требует не столь большой перестройки мышления.

3. Должен неукоснительно соблюдаться закон равенства между скоростью чтения лекций и скоростью усвоения информации. В советские времена этот закон научились соблюдать в течение многих лет преподавания. Перестройка привела к его сильному нарушению. Это очень тонкий закон, за соблюдением которого должны следить не только читающие лекции преподаватели, не только заведующий кафедрой, но и ректор, но и специальная психологическая служба, а также врачи из поликлиники. Ныне за этим никто не следит, и это главная причина, по которой тысячи студентов ежедневно отсутствуют на лекциях, инстинктивно ища лучшей доли. Виданно ли, чтобы в плохой посещаемости были виноваты не студенты, а преподаватели?!

3. В начале статьи я писал о том, что в восьмидесятых годах математики СССР обсуждали переход изложения учебного материала с индуктивного на дедуктивный. Дедуктивный метод изложения требует меньшего количества времени на изложение программного материала. Если изложение ведётся "инженерным" способом (доказательства проводят не длинными цепочками символов, а с помощью рисунков), то это резко увеличивает скорость усвоения информации.

По моим наблюдениям большинство лекторов НГТУ используют индуктивное изложение и без "инженерного" способа. Здесь виновна происшедшая революция в России, погубившая педагогическую культуру в НГТУ.

На этом сайте опубликованы мои лекции по математическому анализу, удовлетворяющие требованиям дедуктивного метода и весьма хорошо вписывающихся в принятую в НГТУ лекционную расчасовку.

4 До самой революции 90-х годов кафедра высшей математики имела огромный компьютерный класс и обучала студентов методам вычислений на компьютере. Революция способствовала разрушению этого класса. С тех пор компьютерная техника сделала большой рывок вперёд, и ныне не только обучение вычислительным методам, но всё обучение математики можно было бы проводить на компьютерах, но есть сила инерции, которая полностью заглушает этот процесс. Хотя доценты Усов В. В. и Хаблов В. В. в закоулках лаборатории деления нуль на нуль и договариваются о том. чтобы написать совместный курс лекций по обучению математике с помощью программы Maple, но осуществить эту идею у них не хватает сил, ибо приходится вести по 20 часов в неделю звонковой нагрузки.

Очень важно, что материально-технически эта идея в настоящее время легко осуществима, Ведь для этого НГТУ не нужно покупать огромное количество компьютеров и переоборудовать аудитории в компьютерные классы. Теперь есть ноутбуки, которые посильно купить почти любому студенту. Но есть злая сила, которая тормозит развитию прогресса.

А переход на компьютерное обучение с использованием таких программ. как Mapl, Mathematica, Mathcad, Mathlab будет настоящей революцией в обучении математики, ибо студенты должны при этом усваивать лишь возвышенные математические идеи и будут полностью освобождены от рутины вычислений.

Хочу ещё раз заметить, что пафос данной статьи состоит вот в чём. Когда общаешься с преподавателями вуза, по-особому честными и по-особому заслуженными, то замечаешь, что в их среде бытует представление о невоспитанности и плохой обученности контингента студентов, которые де совсем не желают учиться. Я здесь стремился показать невоспитанность и плохую обученность самих преподавателей. Именно преподавательская среда действует разлагающе на студенческий коллектив - и это главное, о чём я хотел сказать.

В статье довольно ярко прорисовывается образ профессора Селезнёва.Но это только потому, что он занял место, которое должен занимать человек, активно борющийся за улучшение математического образования в вузе, а он не борется и не даёт возможности бороться всей кафедре.Прошу считать эту фамилию вымышленной и во многом представляющей из себя собирательный образ современного заведующего кафедрой в Российских вузах. Прошу считать также вымышленными и все другие фамилии, встречающиеся в данной статье.

Многие мои мысказывания могут показаться грубыми. Но помните о том, что речь здесь идёт не о каких-то тонких явлениях математического образования, , а об ужасном пожаре , охватившем высшую школу. И сейчас совсем недосуг соблюдать строгую церемонию тонкого и вежливого общения. Нужно спасать гибнущий корабль!!!

Ведь вскоре бандитские группировки обретут новый жаргон: они станут называть себя кафедрами. А учёные советы вузов начнут именовать ЧК - чрезвычайными комиссиями по наведению человеческих порядков в вузах.

Я заканчиваю эту статью в конце мая 2008 года словами старинного летописца:

Не клените, но поправьте, писал бо не Ангел Божий, но человек, грешен и зело исполнен неведения.

Назад В оглавление Вперёд

Hosted by uCoz